Разработка классного часа «Подводные камни интернета»
Цель : Познакомить учащихся с опасностями, которые подстерегают их в Интернете и помочь избежать этих опасностей.
Учитель: — Ребята, что вы видите у меня в руках?
— Какие ассоциации он у вас вызывает?
-Вода, водоем, море, подводные камни
— Ребята, кто из вас был на море?
— Как вы думаете, с каким морем или морем чего нам приходится сталкиваться каждый день.
— А где вы чаще всего ищите нужную информацию?
— Сегодня мы отправляемся в мир Интернета. Интернет — это интересный и яркий мир. Он предоставляет невероятные возможности для совершения открытий, общения и творчества. Интернет — это не только кладезь возможностей, но и источник угроз .
Как и в реальности, в нем могут встречаться опасности. Сейчас мы постараемся отыскать все «подводные камни» Интернета, и самое важное — научимся обходить их стороной.
— Что такое подводные камни в море, мы заем. Давайте попробуем определить, какие же подводные камни существуют в Интернете.
Дети называют опасности Интернета, не повторяясь. На столе стоят весы, на одной чаше которых стоит бумажный кораблик, на другой – интернет. На каждую названную опасность, в кораблик кладется небольшой камушек).
— Итак, вы назвали опасности, которые могут нам встретиться в Интернете.
Опытный капитан никогда не допустит, чтобы его корабль столкнулся с подводными камнями. Давайте и мы попробуем их обойти.
История 1 : «Маша познакомилась в Интернете с милым парнем ее возраста. Они много общались в течении нескольких месяцев. После этого парень попросил Машу прислать ее фотографию. Через некоторое время они договорились встретиться. Однако, Маша волновалась по поводу этой встречи. Она попросила свою маму пойти вместе с ней. Мама наблюдала за ситуацией с расстояния. Вместо 13-летнего парня на встречу пришел взрослый человек. Но когда увидел маму Маши, то сразу скрылся».
— Как этот мошенник пытался завоевать доверие девочки?
— Что вы думаете о взрослом человеке, который выдает себя за подростка и пытается познакомиться с девочками?
— Знаете ли вы подобные ситуации?
— Мы нашли первый «подводный камень» — Преступники в интернете.
— Преступники преимущественно устанавливают контакты с детьми в чатах, при обмене мгновенными сообщениями, по электронной почте или на форумах. Для решения своих проблем многие подростки обращаются за поддержкой. Злоумышленники часто сами там обитают; они стараются привлечь подростка своим вниманием, заботливостью, добротой и даже подарками, нередко затрачивая на эти усилия значительное время, деньги и энергию. Обычно они хорошо осведомлены о музыкальных новинках и современных увлечениях детей. Они выслушивают проблемы подростков и сочувствуют им. Но постепенно злоумышленники вносят в свои беседы оттенок сексуальности или демонстрируют материалы откровенно эротического содержания, пытаясь ослабить моральные запреты, сдерживающие молодых людей. Некоторые преступники могут действовать быстрее других и сразу же заводить сексуальные беседы. Преступники могут также оценивать возможность встречи с детьми в реальной жизни.
ü Нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д.
ü При общении в сети Интернет используйте псевдоним (ник).
ü Помните, что в Интернете не вся информация надежна и не все пользователи откровенны.
ü Без контроля взрослых ни в коем случае не встречайтесь с людьми, с которыми познакомились в сети Интернет.
История 2 : «Петя узнал от одноклассника Вовы о выходе новой компьютерной игры. По приходу домой, он сразу же решил скачать игру в Интернете. Петя быстро нашел интересующую его игру и скачал ее. Но вместо захватывающей игры Петя увидел на экране сообщение о том, что Windows заблокирован».
— «Подводный камень» — Вредоносные программы.
— К вредоносным программам относятся вирусы, черви и «троянские кони» – это компьютерные программы, которые могут нанести вред вашему компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными с Интернетом и даже использовать ваш компьютер для распространения своих копий на компьютеры ваших друзей, родственников, коллег и по всей остальной глобальной Cети.
ü Никогда не открывайте файлы, поступившие с электронным письмом, за исключением тех случаев, когда ожидаете получение вложения и точно знаете содержимое такого файла.
ü Если пришло незнакомое вложение, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину.
ü Скачивайте файлы из надежных источников и обязательно читайте предупреждения об опасности, лицензионные соглашения и положения о конфиденциальности.
ü Регулярно устанавливайте на компьютере последние обновления безопасности и антивирусные средства.
— А сейчас мы немного отдохнём.
Игра «Вирусная атака»
Ребята, давайте попробуем почувствовать на себе вирусную атаку и постараться защититься от нее! Правила будут такие. Вам нужно разбиться на 2 команды. Но сначала из листочков бумаги черного и белого цвета сделаем снежки! Каждый должен сделать по 2 снежка белого и черного цвета. Черные снежки – «опасные», а белые – «безопасные». По моей команде начинаем бросать друг в друга снежки! Задача одной команды – как можно быстрее закидать противоположную команду снежками. Также задача каждой команды – успеть откидывать все черные снежки и сохранять у себя белые.
История 3 : «В одной из социальных сетей Катя получила сообщение от знакомой девочки Вики. Вика просила срочно пополнить счет мобильного телефона и обещала завтра же все вернуть. Катя переслала деньги. На следующий день Катя встретила Вику в школе, но ни о каких деньгах Вика не знала и в сеть вчера вообще не выходила».
— «Подводный камень» — Интернет — мошенники, хулиганы
— Среди Интернет — мошенничеств широкое распространение получила применяемая хакерами техника «phishing»,состоящая в том, что в фальшивое электронное письмо включается ссылка, ведущая на популярный узел, но в действительности она приводит пользователя на мошеннический узел, который выглядит точно так же, как официальный. Убедив пользователя в том, что он находится на официальном узле, хакеры пытаются склонить его к вводу паролей, номеров кредитных карт и другой секретной информации, которая потом может и будет использована с ущербом для пользователя.
— Так же как и в обычной жизни, в Интернете появились свои хулиганы, которые осложняют жизнь другим пользователям Интернета. По сути, они те же дворовые хулиганы, которые получают удовольствие, хамя и грубя окружающим.
Недостоверная информация, материалы нежелательного содержания
— Интернет предлагает колоссальное количество возможностей для обучения, но есть и большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной. Пользователи Сети должны мыслить критически, чтобы оценить точность материалов; поскольку абсолютно любой может опубликовать информацию в Интернете.
— Всегда проверяйте собранную в Сети информацию по другим источникам. Для проверки материалов обратитесь к другим сайтам или СМИ – газетам, журналам и книгам.
— К материалам нежелательного содержания относятся: материалы порнографического, ненавистнического содержания, материалы суицидальной направленности, сектантскими материалы, материалы с ненормативной лексикой .
— Научитесь критически относиться к содержанию онлайновых материалов и не доверять им.
ü Не принимайте все слова Интернет — собеседников за чистую монету.
ü При совершении покупок в Интернете будьте предельно внимательны.
ü Не вступайте в переписку со спамерами и подозрительными личностями, рассылающими ссылки.
ü Не отправляйте платные SMS сообщения.
ü Уважайте других в Интернете. Ни в коем случае нельзя использовать Интернет для хулиганства, распространения сплетен и угроз другим людям.
Стадия рефлексии
— Мы сегодня совершили путешествие в мир Интернета. Нашли все его «подводные камни» и научились их обходить.
— Разработайте правила поведения в сети Интернет, используя опорные слова
— Подведем итог. Правила безопасного поведения в сети Интернет:
Учитель: Ребята, я предлагаю вам проверить готовность к интернету и выполнить простой тест
1) Новый друг, в чьих данных указан тот же возраст, что и у
тебя, предлагает тебе обменяться фотографиями.
A Попрошу его фото, и потом отправлю своё.
B Посоветуюсь с родителями.
2) В чате тебя обозвали очень грубыми словами.
A Скажу в ответ: «Сам такой».
B Прекращу разговор с этим человеком.
3) Знакомый предложил разослать телефон и адрес «плохой
девочки», чтобы все знали о ней.
A Потребую доказательств, что она плохая.
4) Пришло сообщение с заголовком «От провайдера» –
запрашивают твой логин и пароль для входа в Интернет.
они сами должны знать логин.
Посчитай, сколько получилось
Тебе ещё многому надо научиться.
Внимательно прочитай эту памятку.
Неплохо, но ты защищён лишь наполовину.
Молодец! К Интернету готов!
— А сейчас я предлагаю вам защитить ваши компьютеры от нежелательной рекламы. Для этого перейдите по ссылке, скачайте программу и установите ее на компьютер.