План-конспект урока по теме: «Способы поиска информации в сети Интернет»(9 класс)
Освоить основные методы поиска в сети; знать способы представления информации в Интернете.
уметь ориентироваться в логических уровнях организации информации
Образовательная – формирование навыков поиска информации в сети Интернет;
Развивающая – развитие у учащихся умения ориентироваться в логических уровнях организации информации.
Воспитательная – воспитание у учащихся ответственности к делу, интереса к информатике.
Формы обучения:
Методы обучения:
Словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.
- Компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, кабинет, оснащённый персональными компьютерами с выходом в Интернет из расчёта 1 ученик – 1 компьютер, интерактивная доска.
- Презентация к уроку
Краткий план урока:
- Организационный момент, .
- Устный опрос по теме «Компьютерные сети»-
- Технологии поиска информации в сети Интернет –
- Работа в группах по поиску информации в Интернет
- Подведение итогов урока
1. Организационный момент.
Учитель : Добрый день, ребята. Сегодня у нас урок, на котором вы научитесь проводить поиск информации в сети Интернет, узнаете о поисковых системах, облегчающих поиск нужной информации. Но для успешного достижения нашей цели давайте сформулируем все вместе понятие «Интернет» и ответим на несколько вопросов:
2. Устный опрос по теме «Компьютерные сети» .
Ученики устно по 1 слову формулируют понятие «Интернет»-Интернет -это всемирная (глобальная) компьютерная сеть ,объединяющая множество сетей всего мира.
1. Какие виды компьютерных сетей вам известны?
2. Какие программы для выхода в Интернет вам известны?
3. Какое общее название у этих программ?
4. Что такое глобальная сеть?
5. Что такое доменная система имен?
6. Какие услуги предоставляет глобальная сеть?
7. Что может содержать Web-страница?
9. Почему Интернет так популярен в сегодняшнем мире?
А теперь давайте выделим сильные и слабые стороны Интернета.
Важный источник информации
Информация из Интернета может быть недостоверной
Общение с людьми из разных городов
Человек может уйти в виртуальный мир, придумывать себе образ при общении; появляется зависимость от Интернета
Приобретение товаров и услуг, не выходя из дома
Обман со стороны организации
Способ распространения своих знаний
Много вирусов в сети Интернет, которые заражают наш компьютер
3. Изучение новой темы
Учитель : Для того чтобы у нас была возможность использовать все эти достоинства мы должны уметь правильно использовать ресурсы Интернет. Очень важно уметь правильно осуществлять поиск информации в сети.
Запишем тему урока: Способы поиска информации в Интернете(Приложение 1, слайд2)
Очень часто возникает необходимость поиска требуемой информации различной тематики. Для этого можно воспользоваться нужной литературой. Но самым эффективным и быстрым методом является поиск информации в сети Интернет. Но наличие компьютера и выхода в Интернет ещё не гарантирует, что человек сможет найти нужную информацию быстро и полно.
Для поиска в сети Интернет можно пользов аться специализированными сервис ными службами, которые позволяют по ключевым словам найти тот или иной документ. Их называют поисковыми системами. Кроме поисковых систем, существуют метапоисковые системы. Они не имеют свои поисковые машины, а пользуются возможностями других поисковых систем.
Поисковые системы представлены для пользователей в виде веб-страниц с удобной навигацией. Достаточно ввести адрес системы, и необходимая страница представлена вашим услугам. Другая возможность, встроенная в браузер, представлена на панели в виде кнопки «Поиск»
-Скажите какие способы поиска информации вы знаете?
Существуют три способа поиска информации в Интернете (Приложение 1, слайд3):
1. Указание адреса страницы.
2. Передвижение по гиперссылкам.
3. Обращение к поисковой системе (поисковому серверу).
Остановимся на каждом из них:
– (Приложение 1, слайд4): Указание адреса страницы – это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.
– (Приложение 1, слайд5): Передвижение по ссылкам – Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.
Но этот способ очень простой и подходит для начинающего пользователя.
Пользуясь гипертекстовыми ссылками, можно бесконечно долго путешествовать в информационном пространстве Сети, переходя от одной web-страницы к другой, но если учесть, что в мире созданы многие миллионы web-страниц, то найти на них нужную информацию таким способом вряд ли удастся.
– (Приложение 1, слайд6): Здесь на помощь приходят специальные поисковые системы (их еще называют поисковыми машинами).
Что же такое – поисковая система?
Во всемирной паутине Интернет находится несколько тысяч поисковых систем. У каждой системы свои достоинства и недостатки.
Попробуем сформулировать критерии выбора поисковой системы используя слова: принцип ,удобство ,правильность, скорость.
(Ученики выдвигают свои предположения)Критерием выбора поисковой системы могут служить такие характеристики, как:
• Принцип работы поисковой системы.
• Удобство использования.
• Правильность составления запросов.
(Приложение 1, слайд8): Существуют 2основных типа поисковых систем Интернет:
индексные и классификационные (каталоговые).
Индексные поисковые системы, работая в автоматическом режиме обновления своей информации, просматривают в сети Интернет содержимое серверов, индексируют всю информацию, содержащуюся в них и вносят информацию о расположении слов на страницах сайтов в свои базы данных.
Поиск по ключевым словам.
Поиск документа в базе данных поисковой системы осуществляется с помощью введения запроса в поле поиска.
Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете. В настоящее время в русскоязычной части Интернет популярны следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru) и Rambler (rambler.ru).
(Приложение 1, слайд9): Каталоговые системы поиска содержат тематически структурированный каталог серверов и чаще всего пополняются вручную.
Поиск в иерархической системе каталогов.
Каталоги являются справочниками, содержащими списки адресов Интернета, сгруппированные по определенной тематике — наука, искусство, новости и т.д.
Классификация ресурсов осуществляется главным образом вручную.
Процесс поиска требует непосредственного участия пользователя, самостоятельно переходящего от ссылки к ссылке. Поисковый каталог List.ru
Для поиска файлов существуют специализированные поисковые системы, которые ищут файлы на FTP-серверах по именам самих файлов и каталогов. FileSearch.ru
Поиск информации – одна из самых востребованных на практике задач, которую
приходится решать любому пользователю Интернета.
(Приложение 1, слайд10): А теперь давайте выведем правила поиска информации в сети Интернет:
1. Учитывать особенности естественного языка.
2. Не допускать орфографических ошибок.
3. Избегать поиска по одному слову, использовать необходимый и достаточный набор слов.
4. Не писать большими буквами.
5. Исключать из поиска не нужные слова.
(Приложение 1, слайд10): Понятие языка запросов.
Запрет перебора всех словоформ
! педагогическая система (из поиска будут исключены слова педагогические системы)
Обязательное присутствие слов в найденных документах
Педсовет по+пятница (должны быть выбраны страницы, где встречаются слово не только педсовет) но обязательное условие наличие слова «пятница»
Обязательное вхождение слов в одно предложение
Поиск устойчивых словосочетаний
«педагогическая система» (учитывается строгая последовательность слов, слово «система педагогическая» будет исключеная)
А теперь ответим на несколько вопросов (Приложение 1, слайд11):
– Назовите основные способы поиска информации?
– Какие два вида поисковых машин вы знаете?
– Назовите наиболее популярные поисковые машины Интернета.
– Назовите в каком случае каким способом поиска информации удобнее воспользоваться.
3. Практическая деятельность за ПК:
А теперь рассаживаемся за компьютеры и выполним практическую работу (Приложение -практическая интернет). Во время выполнения работы контролируется процесс поиска, так как необходимо не только найти нужную информацию, но и сравнить поисковые системы; помогаем исправить формулировку запроса, если ученик не нашел ни одного желаемого документа.
После выполнения задания ученики сообщают результаты поиска информации.
В конце занятия подводится его итог, оценивается работа учащихся.
Найдите ответы на вопросы с помощью различных поисковых систем и поясните какими поисковыми системами вы воспользовались. Сравните результаты поиска и прокомментируйте их.
1. Сколько стран и какие входят в Евросоюз?
2. Сколько куполов на соборе Василия Блаженного на Красной площади?
3. В каком году изобрели компьютерную мышь?
4. Что означает термин «энтропия» с точки зрения теории информации?
5. Какова максимальная глубина Черного моря?