Поисковые системы в Интернете – что это и как работают
Что это такое? Поисковые системы в Интернете представляют собой наборы алгоритмов, которые работают как часы, обратившись к ним с запросом. В ответ они выдадут релевантную подборку сайтов, на которых мы должны удовлетворить свое любопытство. В качестве примера – Яндекс и Google.
Как работают? Со стороны все выглядит молниеносно – за какие-то считанные секунды поисковик выдает ответ. Но на самом деле за это время десятки его роботов отбирают, сканируют, анализируют сотни ресурсов, чтобы контент отвечал всем требованиям пользователя.
Что такое поисковая система в Интернете
Поисковая система представляет собой специализированную программу, которая взаимодействует с человеком через веб-интерфейс: принимает от него запрос, а в ответ предоставляет подборку сайтов, выстроенных по степени соответствия введенному запросу.
Поисковые системы сильно облегчают нам жизнь. Без них пользователям трудно было бы искать информацию в интернете — пришлось бы вводить адрес каждого сайта вручную и проверять, есть ли в нем нужная информация. Поисковик же за считанные секунды может изучить десятки и сотни тысяч веб-страниц и выдать нам только те, на которых, по его мнению, есть интересующая нас информация.
Современные продвинутые поисковики могут выполнять поиск не только по словам и фразам, но и по изображениям и даже голосовым сообщениям. Так, например, чтобы воспользоваться поисковой системой фотографий в Интернете, нужно лишь загрузить интересующую картинку в специальную форму и запустить поиск.
Программа проанализирует все страницы и выдаст те, на которых есть схожее изображение. Google, к примеру, умеет выполнять поиск по готовым изображениям — это полноценная поисковая система картинок в Интернете.
Первым в истории поисковиком была программа «Арчи». В ответ на запрос пользователя она предлагала подборку файлов из архивов. Чуть позже появился более продвинутый по меркам тех времен поисковик — WebCrawler. В отличие от «Арчи» данная программа индексировала не только наименование файлов, но их содержимое.
В 1997 году появились привычные нам поисковые системы — Google и «Яндекс». Если смотреть на мировой рынок, то Google занимает лидирующее место в рейтинге. В России поисковая система в интернете Google также занимает первую позицию.
Сегодня поисковики продолжают активно развиваться. Они уже занимаются не только поиском контента, но и предоставляют пользователям множество других возможностей. Так, например, топовая российская поисковая система в интернете «Яндекс» уже превратилась в целую экосистему: она предоставляет пользователям полноценный маркетплейс, почтовый сервис, онлайн-кинотеатр, услуги доставки еды, сервисы для прослушивания музыки, различные инструменты для продвижения бизнеса и пр.
Тенденция формирования целой экосистемы отчетливо прослеживается и в развитии Google — здесь тоже есть электронная почта (Gmail), аналог социальной сети (Google+), сервис по обмену сообщениями (Hangouts) и пр.
Виды поисковых систем
Сегодня существует большое количество поисковиков — как больших и известных, так и мелких, и менее популярных. Рассмотрим четыре основные разновидности поисковых систем в Интернете:
- поисковые каталоги;
- метапоисковые системы;
- специализированные поисковики;
- индексные поисковые системы.
Поисковые каталоги — это своеобразные поисковые системы в Интернете, в которых информация хранится в виде категорий и подкатегорий — по структуре такие сервисы сильно похожи на каталоги библиотек.
Например, есть категория «Образование», в которой есть несколько подкатегорий: «Математика», «Биология», «История» и пр. Каждая подкатегория имеет собственные ветвления — так, в «Биологии» мы найдем «Зоологию», «Ботанику», «Микологию» и пр. В конечном итоге во всех этих категориях имеются конкретные страницы, на которых точно есть нужная пользователю информация.
Метапоисковая система — это поисковик, который не обладает собственной базой данных и поисковым индексом, но при этом собирает информацию, выданную другими поисковыми системами.
Работает такая машина следующим образом:
- Вы вводите запрос в интерфейсе метапоисковой системы.
- Программа автоматически пересылает ваш запрос в другие поисковые системы, например, в те же Google и «Яндекс».
- Она собирает полученные результаты, ранжирует их в соответствии с внутренними алгоритмами, после чего формирует выдачу для пользователя.
Сегодня существует множество поисковиков, работающих по такому принципу, например, Excite, IxQuick и пр. Помимо них, есть еще AskNet, «Нигма» и др., которые дополняют список поисковых систем в Интернете на русском — они разработаны отечественными компаниями.
Специализированные поисковики — это поисковые системы, которые направлены на поиск конкретной информации. Например, сервисы-фотостоки используются только для поиска изображений. Популярный портал «Кинопоиск» — еще один пример специализированного поисковика: он ищет информацию по фильмам и сериалам.
К этой группе можно еще отнести поисковые системы адресов в Интернете — они позволяют находить актуальные адреса компаний, магазинов, просматривать карты и выстраивать маршруты.
Индексная поисковая система — это самая распространенная разновидность поисковиков. Программа содержит базу, в которой находятся ссылки на другие веб-сайты. Она постоянно пополняется новыми страницами, которые индексируются программой. При поступлении запроса от пользователя поисковик быстро просматривает свою базу, после чего выдает в ответ список из наиболее подходящих страниц.
Принципы работы индексной поисковой системы в Интернете
Все существующие поисковики имеют примерно одинаковый принцип функционирования. Рассмотрим его подробнее:
- Сначала поисковик просматривает все сайты, размещенные в Интернете. Этот процесс еще называют сканированием. Специальные роботы (поисковые краулеры) посещают новую страницу, просматривают ее контент и оценивают техническую часть. Примечательно то, что владелец сайта может запретить поисковым краулерам просматривать содержание конкретных страниц — в таком случае эти «закрытые» страницы не будут использоваться для формирования выдачи.
Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.
Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере
Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT
ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains
Безопасные и надежные программы для работы в наши дни
- Далее поисковые роботы несут всю полученную информацию и вносят ее в специальную базу данных. Этот процесс называется индексацией. В дальнейшем при поступлении запроса от пользователей поисковик не будет просматривать все существующие страницы в Интернете, а проанализирует только собственную базу, которую успела собрать к текущему моменту. Именно этим и объясняется то, почему программа может так быстро искать информацию и выдавать результат.
- Поисковик никогда не выдаст результаты в рандомном порядке. В выдаче какие-то страницы оказываются на первой строчке, другие — на последней, а третьи и вовсе оказываются на следующей странице. Порядок их размещения определяется результатом ранжирования — те страницы, которые по мнению программы содержат наиболее подходящую информацию, окажутся выше остальных.
Факторы, влияющие на выдачу поисковой системы
Хорошая поисковая система в Интернете всегда будет размещать наиболее подходящие результаты на первой странице выдачи. При этом формирование последней осуществляется в соответствии с внутренними алгоритмами самой программы, а они держатся в строгом секрете (ведь между поисковиками тоже существует конкуренция).
Однако все же можно выделить определенные факторы, которые оказывают большое влияние на формирование выдачи:
- Релевантность. Это степень соответствия контента на странице запросу пользователя. Поисковик будет стараться размещать на первой строчке ту страницу, которая наиболее релевантна вашему запросу. Программа пока не может читать тексты и измерять явную пользу контента, но она уже научилась определять основную мысль текста. При этом она опирается на ключевые слова.
- Трастовость. Под этим термином подразумевается доверие поисковой системы к сайту. Степень трастовости зависит от возраста домена (чем он старше, тем охотнее поисковик доверяет сайту), размера получаемого трафика, оригинальности содержимого (как текста, так и графического контента). Степень доверия также зависит и от трастовости других ресурсов, на которых размещены обратные ссылки на конкретный сайт. Чем выше трастовость ресурса, тем выше поисковик будет стараться разместить его в выдаче.
- Поведенческие показатели. Поисковые системы умеют определять, сколько времени пользователи проводят на сайте, на какой странице возвращались назад в выдачу, на какие кнопки нажимали, что просматривали и пр. Все это и есть поведенческие факторы, и они оказывают больше влияние на место сайта в выдаче. Например, если пользователи часто посещали ресурс и покидали его в течение нескольких секунд, значит сайт неинтересен людям (интерфейс неудобен, баннер перекрывает полстраницы, сайт загружается слишком медленно и пр.).
- Коммерческие показатели. Прежде всего, факторы из данной группы очень важны для интернет-магазинов и сайтов компаний. Поисковик заинтересован, чтобы пользователи могли получать товар или услугу без обмана со стороны компании. Поэтому на сайте обязательно должны быть контактные данные, качественные фото товаров, отзывы и пр.
- Технические показатели. В интересах поисковых систем — обеспечить посетителям удобство пользования сайтом. Поэтому программа учитывает технические моменты: скорость загрузки страниц, размеры рекламных баннеров, отсутствие ошибок в коде и пр. Особое внимание уделяется наличию удобной мобильной версии, ведь сегодня все больше пользователей читают информацию с мобильных устройств. У сайтов с низкими техническими показателями слишком мало шансов попасть на первую страницу выдачи.
Еще один важный фактор, который оказывает большое влияние на формирование выдачи — обновления алгоритмов поисковых систем. В таком случае программа начинает по-другому оценивать веб-страницы, из-за чего принцип формирования выдачи сильно меняется. Обновления алгоритмов доставляет неудобства SEO-оптимизаторам — в некоторых случаях специалистам приходится начинать всю работу по продвижению сайтов заново с учетом введенных нововведений.
Поисковая система в интернете Яндекс обычно выпускает обновления пакетами, при этом соответствующая новость появляется в официальном блоге. У Google же обновления происходят незаметно.
Чтобы быть в курсе актуальных апдейтов, необходимо регулярно читать официальные блоги поисковых систем. Например, в блоге Яндекса обычно рассказывается, как обновление повлияет на работу SEO-специалистов и веб-мастеров. Определенную пользу принесет и общение с оптимизаторами, где можно обсудить обновления алгоритмов.
Альтернативные поисковые системы
Основной поисковой системой в Интернете является Google. Согласно данным SimilarWeb, на февраль 2023 года доля этого поисковика составляет 90,88 %.
Однако помимо основных, существует и большое количество поисковых систем в Интернете, которые являются альтернативными:
- DuckDuckGo — особенностью данной поисковой машины является упор на защиту конфиденциальной информации пользователей. DuckDuckGo не собирает и не хранит сведения о посетителях. Также поисковик не ставит своей целью персонализировать выдачу (как это делают Яндекс и Google).