34. Понятие о корпоративных компьютерных сетях. Особенности их построения.
Корпоративные сети называют также сетями масштаба предприятия, что соответствует дословному переводу термина «enterprise-wide networks», используемого в англоязычной литературе для обозначения этого типа сетей. Сети масштаба предприятия (корпоративные сети) объединяют большое количество компьютеров на всех территориях отдельного предприятия. Они могут быть сложно связаны и покрывать город, регион или даже континент. Число пользователей и компьютеров может измеряться тысячами, а число серверов — сотнями, расстояния между сетями отдельных территорий могут оказаться такими, что становится необходимым использование глобальных связей (рис. 1.33). Топология Локальные сети Коммутаторы Cut-Through Для соединения удаленных локальных сетей и отдельных компьютеров в корпоративной сети применяются разнообразные телекоммуникационные средства, в том числе телефонные каналы, радиоканалы, спутниковая связь. Корпоративную сеть можно представить в виде «островков локальных сетей», плавающих в телекоммуникационной среде.
Непременным атрибутом такой сложной и крупномасштабной сети является высокая степень гетерогенности — нельзя удовлетворить потребности тысяч пользователей с помощью однотипных программных и аппаратных средств. В корпоративной сети обязательно будут использоваться различные типы компьютеров — от мэйнфреймов до персоналок, несколько типов операционных систем и множество различных приложений. Неоднородные части корпоративной сети должны работать как единое целое, предоставляя пользователям по возможности прозрачный доступ ко всем необходимым ресурсам. Загородная недвижимость — дачи и коттеджи в коттеджном поселке .
Появление корпоративных сетей — это хорошая иллюстрация известного философского постулата о переходе количества в качество. При объединении отдельных сетей крупного предприятия, имеющего филиалы в разных городах и даже странах, в единую сеть многие количественные характеристики объединенной сети превосходят некоторый критический порог, за которым начинается новое качество. В этих условиях существующие методы и подходы к решению традиционных задач сетей меньших масштабов для корпоративных сетей оказались непригодными. На первый план вышли такие задачи и проблемы, которые в сетях рабочих групп, отделов и даже кампусов либо имели второстепенное значение, либо вообще не проявлялись. Примером может служить простейшая (для небольших сетей) задача — ведение учетных данных о пользователях сети.
Наиболее простой способ ее решения — помещение учетных данных каждого пользователя в локальную базу учетных данных каждого компьютера, к ресурсам которого пользователь должен иметь доступ. При попытке доступа эти данные извлекаются из локальной учетной базы и на их основе доступ предоставляется или не предоставляется. Для небольшой сети, состоящей из 5-10 компьютеров и примерно такого же количества пользователей, такой способ работает очень хорошо. Но если в сети насчитывается несколько тысяч пользователей, каждому из которых нужен доступ к нескольким десяткам серверов, то, очевидно, это решение становится крайне неэффективным. Администратор должен повторить несколько десятков раз операцию занесения учетных данных пользователя. Сам пользователь также вынужден повторять процедуру логического входа каждый раз, когда ему нужен доступ к ресурсам нового сервера. Хорошее решение этой проблемы для крупной сети — использование централизованной справочной службы, в базе данной которой хранятся учетные записи всех пользователей сети. Администратор один раз выполняет операцию занесения данных пользователя в эту базу, а пользователь один раз выполняет процедуру логического входа, причем не в отдельный сервер, а в сеть целиком.
При переходе от более простого типа сетей к более сложному — от сетей отдела к корпоративной сети — сеть должна быть все более надежной и отказоустойчивой, при этом требования к ее производительности также существенно возрастают. По мере увеличения масштабов сети увеличиваются и ее функциональные возможности. По сети циркулирует все возрастающее количество данных, и сеть должна обеспечивать их безопасность и защищенность наряду с доступностью. Соединения, обеспечивающие взаимодействие, должны быть более прозрачными. При каждом переходе на следующий уровень сложности компьютерное оборудование сети становится все более разнообразным, а географические расстояния увеличиваются, делая достижение целей более сложным; более проблемным и дорогостоящим становится управление такими соединениями.
- В зависимости от масштаба производственного подразделения, в пределах которого действует сеть, различают сети отделов, сети кампусов и корпоративные сети.
- Сети отделов используются небольшой группой сотрудников в основном с целью разделения дорогостоящих периферийных устройств, приложений и данных; имеют один-два файловых сервера и не более тридцати пользователей; обычно не разделяются на подсети; создаются на основе какой-либо одной сетевой технологии; могут работать на базе одноранговых сетевых ОС.
- Сети кампусов объединяют сети отделов в пределах отдельного здания или одной территории площадью в несколько квадратных километров, при этом глобальные соединения не используются. На уровне сети кампуса возникают проблемы интеграции и управления неоднородным аппаратным и программным обеспечением.
- Корпоративные сети объединяют большое количество компьютеров на всех территориях отдельного предприятия. Для корпоративной сети характерны:
- масштабность — тысячи пользовательских компьютеров, сотни серверов, огромные объемы хранимых и передаваемых по линиям связи данных, множество разнообразных приложений;
- высокая степень гетерогенности — типы компьютеров, коммуникационного оборудования, операционных систем и приложений различны;
- использование глобальных связей — сети филиалов соединяются с помощью телекоммуникационных средств, в том числе телефонных каналов, радиоканалов, спутниковой связи.
Понятие корпоративных вычислительных сетей. Их организация и назначение
Корпоративная сеть — система, обеспечивающая передачу информации между различными приложениями, используемыми в системе корпорации. Корпоративная сеть представляет собой сеть отдельной организации. Корпоративной сетью считается любая сеть, работающая по протоколу TCP/IP и использующая коммуникационные стандарты Интернета, а также сервисные приложения, обеспечивающие доставку данных пользователям сети.
Корпоративная сеть, как правило, является территориально распределенной, т.е. объединяющей офисы, подразделения и другие структуры, находящиеся на значительном удалении друг от друга. Принципы, по которым строится корпоративная сеть, достаточно сильно отличаются от тех, что используются при создании локальной сети. Это ограничение является принципиальным, и при проектировании корпоративной сети следует предпринимать все меры для минимизации объемов передаваемых данных. В остальном же корпоративная сеть не должна вносить ограничений на то, какие именно приложения и каким образом обрабатывают переносимую по ней информацию
Процесс создания корпоративной информационной системы
Можно выделить основные этапы процесса создания корпоративной информационной системы:
- провести информационное обследование организации;
- по результатам обследования выбрать архитектуру системы и аппаратно-программные средства ее реализации. по результатам обследования выбрать и/или разработать ключевые компоненты информационной системы;
- система управления корпоративной базой данных;
- система автоматизации деловых операций и документооборота;
- система управления электронными документами;
- специальные программные средства;
- системы поддержки принятия решений.
3. Вычислительные сети: понятие, обобщенная структура, функции, классификация
Вычислительная сеть – это информационная сеть, в состав которой входят вычислительные средства.
Структура. Вычислительная сеть разделяется на три взаимосвязанные подсети: базовую сеть передачи данных (СПД), сеть ЭВМ и терминальную сеть.
Базовая СПД – совокупность средств для передачи данных между ЭВМ. Сеть передачи данных состоит из линий связи и узлов связи. Узел связи – совокупность средств коммутации и передачи данных в одном пункте. Узел связи принимает данные, поступающие по каналам связи, и передает данные в каналы, ведущие к абонентам. Узел связи реализуется на основе коммутационной ЭВМ и аппаратуры передачи данных. Коммутационная ЭВМ управляет приемом и передачей данных и, в частности, выбирает целесообразный путь передачи данных. Базовая СПД является ядром вычислительной сети, обеспечивающим физическое объединение ЭВМ и прочих устройств.
Сеть ЭВМ – совокупность ЭВМ, объединенных сетью передачи данных. Сеть ЭВМ включает в себя главные и терминальные ЭВМ. Главная ЭНМ (ГВМ) выполняет задания абонентов сети – пользователей. Терминальные ЭВМ (ТВМ) предназначены для сопряжения терминалов с базовой СПД. Основная функция сопряжений сводится к преобразованию данных и форму, обеспечивающую их передачу средствами базовой сети и вывод данных на терминалы.
Терминальная сеть – совокупность терминалов в терминальной сети передачи данных. Терминалы – устройства, с помощью которых абоненты осуществляют ввод и вывод данных. В терминальной сети могут использоваться интеллектуальные терминалы и абонентские пункты. В состав интеллектуального терминала входит процессор, обеспечивающий локальную обработку данных – редактирование текстов, отображение данных в специальной форме, хранение данных и манипуляции с ними и т. д. Абонентский пункт состоит из взаимосвязанных устройств ввода – вывода, обеспечивающих ввод данных от нескольких источников и вывод данных в различной форме – на экраны дисплеев, печатающие устройства, устройства вывода графической информации и др. Для подключения терминалов к ЭВМ используются линии связи и обслуживающие их удаленные мультиплексоры передачи данных, в совокупности образующие терминальную сеть передачи данных.
Контроль состояния вычислительной сети и управление ее функционированием обеспечивается административной системой, включающей в себя ЭВМ, терминальное оборудование и программные средства, с помощью которых производится включение и выключение сети и ее компонентов, контролируется работоспособность сети, устанавливаем режим функционирования компонентов, систем и сети в целом, учитывается объем услуг, предоставляемых абонентам сетью, и т. д.
Отдельные вычислительные сети могут быть связаны между собой с помощью линий связи, подключаемых к узлам межсетевой связи. В узле межсетевой связи используется ЭВМ, обеспечивающая согласование и преобразование данных при передаче их между двумя тетями.
Характеристики. Основные характеристики вычислительной сети – операционные возможности, время доставки сообщении, производительность и стоимость обработки данных.
Операционные возможности сети – перечень основных действий по обработке данных. Главные ЭВМ, входящие в состав сети, обеспечивают пользователей всеми традиционными видами обслуживании, средствами автоматизации программирования, доступом к пакетам прикладных программ, базами данных и т. д. Наряду с этим вычислительная сеть может предоставлять пользователям следующие дополнительные виды услуг:
1) удаленный ввод заданий – выполнение заданий, поступающих с любых терминалов, на любой главной ЭВМ в пакетном или диалоговом режиме;
2) передачу файлов (наборов данных) между ЭВМ сети;
3) доступ к удаленным файлам – обработку файлов, хранимых в удаленных ЭВМ;
4) защиту данных и ресурсов от несанкционированною доступа;
5) передачу текстовых и, возможно, речевых сообщений между терминалами (пользователями);
6) выдачу, справок об информационных и программных ресурсах;
7) распределенные базы данных, размещаемые в нескольких ЭВМ;
8) распределенную обработку – параллельное выполнение задачи несколькими ЭВМ.