Web-портал
Web-портал – это сайт, который предоставляет пользователям различные интерактивные сервисы, функционирующие на одном ресурсе. Информация на их страницах публикуется единообразным способом независимо от источников. Такие сайты предлагают не только функцию поиска, но и такие сервисы, как электронная почта, форум, голосование и т. д.
Классификация
По специализации информации
Горизонтальный портал. Это универсальный сайт общего назначения, охватывающий множество тематик, который представляет набор сервисов, обслуживающих по возможности их все. Он ориентирован на максимальный охват интересов широкой аудитории. Сфера деятельности горизонтальных web-порталов часто пересекается со СМИ. Примеры: Yahoo!, Mail.ru, Yandex и другие.
Вертикальный портал. Это нишевый сайт узкой тематики. Он предоставляет сервисы для пользователей Сети по определенным интересам и ориентирован на максимально полный охват определенной темы или сферы деятельности.
По направленности
Корпоративный портал. На таком сайте предоставляется персонифицированный доступ к корпоративным сервисам, информационным ресурсам, приложениям для решения различных задач. Web-портал данного типа создается для клиентов, партнеров и сотрудников одной организации.
Публичный портал. Доступен для неограниченного круга пользователей. Он предоставляет каждому из них любую информацию и сервисы. Как правило, публичным порталом владеет какая-либо компания, и он является частью ее бизнеса. Как пример можно привести Mail.Ru. Тем не менее такой веб-портал не относится к корпоративным, так как на нем редко публикуются данные о самой компании.
Архитектура корпоративных порталов
Типичный ресурс состоит из трех функциональных слоев:
- Базовая инфраструктура. Обеспечивает работу системы безопасности, управление порталом, транзакциями. В базовую инфраструктуру входит Web-сервер, серверы баз данных и приложений.
- Интеграция приложений. Отвечает за взаимодействие портала с различными системами компании, СУБД, CRM, ERP и т. д.
- Интерфейс. Слой включает CSM для управления наполнением информацией, а также инструменты для работы с беспроводными и мобильными устройствами, службы обмена данными с проектами бизнес-партнеров, портлеты (программные модули).
Особенности Web-порталов
- Прямой доступ ко всей размещенной информации.
- Единый доступ ко всем приложениям.
- Наличие средств поиска данных.
- Расширяемость, интеграция приложений.
- Публикация документов, поддержка документооборота.
- Наличие каталогов документации.
- Поддержка групповой работы пользователей.
- Управление работой групп пользователей.
- Персонализация доступа.
Для корпоративных веб-порталов нового поколения характерны также следующие свойства.
- Гибкие и мощные инструменты для разработки приложений.
- Надежная среда для их реализации.
- Соответствие требованиям, которые предъявляются к информационным системам предприятий.
- Поддержка беспроводного и мобильного доступа.
- Возможность интеграции с информационными системами партнеров и другими приложениями.
С помощью чего создать портал
Для этой цели используются различные средства. Рассмотрим несколько популярных.
InfoExchange Portal (от компании BroadVision)
С помощью данного инструмента можно создавать порталы следующих видов:
- B2E и B2C;
- для обмена информацией с поставщиками и партнерами;
- корпоративные порталы с инструментами управления неструктурированным и структурированным информационным наполнением, поддержки внутренних транзакций, удаленного администрирования, коллективной работы и персонализации.
Персонализация может осуществляться в соответствии с ролью пользователя и с учетом его поведения на сайте, задач, целей, местоположения, времени. Каждый пользователь может изменять вид сайта для удобного доступа к приложениям. Работа с документами и данными также основывается на ролях.
WebSphere Portal Server (от IBM)
Предложение WPS подходит для построения корпоративных и горизонтальных порталов. С помощью портлет система дает доступ к данным, приложениям и экспертам. WebSphere Portal Server предоставляет данные, охватывающие информацию от новостных агентств, неструктурированную информацию, пакеты приложений, созданные независимыми разработчиками, офисные пакеты, системы управления информационным наполнением ресурсов, файловые системы.
В WPS можно создать корпоративный портал для заказчиков, сотрудников, бизнес-партнеров. Данный продукт IBM содержит функцию категоризации и структурирования информационного наполнения, обеспечения безопасности, управления документооборотом, персонализации.
SharePoint Server (от Microsoft)
Это серверное приложение может применяться для предоставления средств управления содержимым порталов, обеспечения совместной работы пользователей, внедрения бизнес-процессов, предоставления доступа к информации, важной для организационных процессов. Система предлагает различные средства для быстрого создания узлов публикации, управления содержимым.
С помощью SharePoint Server организуют порталы для эффективной совместной работы пользователей организации, создания личных узлов для централизованного управления собственными документами, размещения бизнес-форм XML, интегрированных с другими приложениями.
Помимо этих средств, существуют следующие:
- Oracle 9iAS Portal,
- iPlanet Portal Server,
- Enterprise Portal,
- Sybase Enterprise Portal и другие.
Интернет-портал
Интерне́т-порта́л (portal от лат. porta — ворота) — веб-сайт, предоставляющий пользователю Интернета различные интерактивные сервисы, работающие в рамках одного веб-сайта, такие как почта, поиск, погода, новости, форумы, обсуждения, голосования и т. д.
Виды порталов
Горизонтальными принято называть порталы, охватывающие много тем, — такие, как Yahoo или Яндекс; типичным является возникновение портала вокруг поисковой системы. Вертикальными называются специализированные тематические порталы. Принято также подразделять порталы на интернациональные и региональные (Yahoo принадлежит к первому типу, а Яндекс, сконцентрированный преимущественно на Рунете, ко второму). Вдобавок порталы подразделяются на публичные и корпоративные.
Публичные порталы ориентированы на всех Web-пользователей. Они являются Интернет-эквивалентом публичных библиотек; каждый может войти и повозиться со всем, что представлено на экране (Yahoo!, MSN, и т. д.).
Корпоративные порталы часто ставят в противоположность публичным. Корпоративный портал отличается ориентацией на специфичный тип пользователей (сотрудники, партнёры). Хотя такие порталы нередко имеют и внешний интерфейс для публичного использования, он отличается по предоставляемым возможностям от внутреннего.
Существует также другая трактовка определения горизонтального и вертикального порталов. Горизонтальным называется портал, не зависящий от корпоративной информационной системы предприятия. То есть такой портал должен иметь собственную базу пользователей, авторизацию, и т. д.
Вертикальным порталом называется веб-сайт, интегрированный в корпоративную информационную систему (КИС) компании. Интеграция может быть осуществлена на уровне входа на портал (к примеру, может использоваться LDAP или Kerberos сервер) или на более низких уровнях, как например интеграция интернет-магазина с системой бухгалтерии компании.
Технические детали
Интенсивному развитию порталов способствует ряд программных продуктов, позволяющих объединить в единое пространство информацию из различных источников. Работающие таким образом программные продукты принято называть портальными решениями. Портальные решения связаны, в частности, с технологией единого входа Single Sign On (пользователь переходит из одного раздела портала в другой без повторной авторизации), организацией передачи данных между разными приложениями, задействованными пользователем в ходе работы на портале, и т. п. Согласно сложившимся стандартам среди таких лидеров индустрии информационных технологий, как IBM, Microsoft, Oracle, портальные решения должны, во-первых, предоставлять пользователям возможности персональной настройки внешнего вида и информационного наполнения (персонализация), а во-вторых, иметь модульную структуру, состоять из так называемых портлетов, набор которых может быть относительно легко изменен администратором портала.
Употребление термина
Терминологическая неискушенность многих пользователей и очевидная для производителей контента привлекательность позиционирования своих интернет-проектов в качестве порталов (и потому, что портал — наиболее мощный тип сетевого ресурса, и потому, что портал по замыслу предоставляет пользователю широкие возможности выбора) привели к размыванию смысла понятия: сегодня порталами часто называют себя просто большие сайты с разветвленной внутренней структурой и большим количеством ссылок. Однако если бо́льшая часть этих ссылок — внутренние, то есть отправляющие пользователя на другую страницу этого же сайта, то называть такой сайт Интернет-порталом неправомерно.
См. также
39. Определения: провайдер, браузер, Рунет, сайт, веб-портал. Наиболее известные сервисы в Интернет.
Провайдер (от англ. provider) — компания, поставщик каких-либо услуг.
Браузер — компьютерная программа для просмотра веб-страниц. Существует довольно много браузеров. Самые популярные из них — это Microsoft Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrome, Safari и Opera.
Рунет — русскоязычная часть всемирной сети Интернет. Более узкое определение гласит, что Рунет — это часть Всемирной паутины, принадлежащая к национальным доменам .su, .ru и .рф. 1987—94 годы стали ключевыми в зарождении русскоязычного Интернета. 28 августа 1990 года профессиональная научная сеть, выросшая в недрах Института атомной энергии им. И. В. Курчатова и ИПК Минавтопрома и объединившая учёных-физиков и программистов, соединилась с мировой сетью Интернет, положив начало современным российским сетям. 19 сентября 1990 года был зарегистрирован домен первого уровня .su в базе данных Международного информационного центра InterNIC. В результате этого Советский Союз стал доступен через Интернет. 7 апреля 1994 года в InterNIC был зарегистрирован российский домен .ru.
Домен «.рф», позволяющий использовать в адресе URL кириллические символы, делегирован в корневой зоне DNS 12 мая 2010 года около 17:20 по московскому времени. По статистике Технического центра «Интернет», на конец 2010 года в зоне .рф зарегистрировано около 700 000 доменов, около 350 000 из них делегировано. По данным Координационного центра национального домена сети Интернет, из доменных имен в зоне .рф, зарегистрированных к настоящему времени, только 8 % представляют собой общеупотребительные слова русского языка. Еще 30 % образованы несколькими словами, все остальные домены представляют собой имена людей, литературных персонажей, названий компаний. Подавляющее большинство имен принадлежит владельцам товарных знаков. Почти половина имен была зарегистрирована в Москве, еще 9 % — в Московской области, 8 % — в Санкт-Петербурге.
Сайт (от англ. website: web — «паутина, сеть» и site — «место», буквально «место, сегмент, часть в сети») — совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации в компьютерной сети, объединённая под одним адресом (доменным именем или IP-адресом).
Веб-портал — сайт в компьютерной сети, который предоставляет пользователю различные интерактивные интернет-сервисы, которые работают в рамках этого сайта. Веб-портал может состоять из нескольких сайтов.
Наиболее известные сервисы в Интернет.
- (Социальные сети — например, Facebook, Twitter; Специализированные социальные сети — например, MySpace, Flickr).
В зоне .RU уже более 3 млн. сайтов. Самые популярные на июль 2011 года:
- «Яндекс» (yandex.ru) — поисковая система и мультисервисный портал.
- «Google» (google.ru) — поисковая система и мультисервисный портал (российское представительство).
- «Mail.ru» (mail.ru) — почтовый сервис и мультисервисный портал.
- «Google» (google.com) — поисковая система и мультисервисный портал.
- «В Контакте» (vkontakte.ru) — крупнейшая в Рунете социальная сеть.
- «YouTube» (youtube.com) — сервис предоставляющий услуги хостинга видеоматериалов.
- «Facebook» (facebook.com) — самая большая социальная сеть.
- «Wikipedia» (wikipedia.org) — свободная мультиязычная универсальная энциклопедия.
- «Живой Журнал» (livejournal.com) — блог-платформа для ведения онлайн-дневников.
- «Одноклассники.ru» (odnoklassniki.ru) — социальная сеть, русскоязычный аналог сайта Classmates.com.