Правовая природа сети интернет

Юридическая природа интернета

Что такое Интернет – субъект права, вступающий в правоотношения со своими пользователями, или объект правоотношений, правового регулирования?

Как известно, не существует организационной структуры, выступающей собственником или владельцем этой компьютерной сети. Интернет не имеет собственного обособленного имущества, его ресурсы принадлежат на праве собственности разным субъектам: каналы связи – телекоммуникационным компаниям; компьютерное оборудование – пользователям; информация – ее собственникам; техника и программное обеспечение поддержки магистральных сетей – их владельцам.

Интернет не может иметь какие-то самостоятельные права и нести обязанности; за каждым возникающим в процессе работы в Интернете правоотношением стоит конкретный правоспособный субъект: при подключении к сети – провайдер, при покупке через сеть товара – организация-продавец, при платеже по сделке через сеть – специализированная финансовая фирма (виртуальный банк).

Таким образом, Интернет не является ни зарегистрированной организацией, ни юридическим лицом.

В юридической литературе предлагается рассматривать его субъектом права нового типа как организационное единство, введя для этого новое понятие «множественности субъектного состава» Интернета, и наделяя последний характеристикой нового субъекта права.

Представляется безосновательным такое выделение, поскольку организации, вступающие в правоотношения, самостоятельно осуществляют свои права и несут обязанности, и нет никакой необходимости объединять их в такой «множественный субъект».

Таким образом, Интернет не является участником правоотношений, субъектом прав. Является ли Интернет тем, по поводу чего возникают правоотношения, объектом права?

Интернет как компьютерная сеть не создает новых объектов и товаров, а лишь предоставляет возможности для их создания, размещения и доступа к ним пользователей сети.

Отношения же, возникающие в связи с функционированием Интернет как сети компьютеров, относятся больше к сфере технических стандартов и практически не носят правового характера.

Рассмотрим примеры правоотношений по поводу работы в Интернете: при подключении пользователя (клиента) к сети, продаже для этого программного обеспечения, аппаратных средств, аренде каналов связи применяются теоретически проработанные понятия – договор купли-продажи, право собственности на продаваемый товар, договор аренды, исключительное право на предоставленное программное обеспечение. Сетевая купля-продажа, оплата в сети с применением условных электронных денег, несмотря на предмет и специфику расчетных отношений, имеет аналогию с безналичными расчетами кредитными карточками.

Сказанное не исключает в дальнейшем появления в Интернете каких-то явлений, которые потребуют специфической регламентации в рамках отраслевого законодательства.

Если Интернет не является ни субъектом, ни объектом права, то, возможно, и нет юридической специфики его функционирования?

Это не так. Юридическая особенность отношений в Интернете состоит в специфическом способе реализации прав и обязанностей пользователей сети. С появлением сетевых услуг возникает новый характер взаимоотношений между людьми и организациями.

Читайте также:  Графические форматы файлов сети интернет

Подавляющее большинство сделок в сети осуществляется между лицами, физически находящимися в разных странах, и не ясно, какое право подлежит применению.

Таким образом, можно говорить о специфическом способе возникновения правоотношений между физическими и юридическими лицами посредством компьютерной сети.

Глобальный характер Всемирной сети создает проблемы в определении того, какие правоприменительные органы должны рассматривать споры по правоотношениям.

Приведем два примера из доступных источников:

1. Покупка электронной версии каталога деталей самолета.

Покупатель – французская авиакомпания.

Продавец – американская фирма в штате Невада.

Информация находится на сервере в Англии, принадлежащем английской компании – поставщику услуг.

Расчеты проводятся через виртуальный банк в Австрии, который обслуживает английский сервер.

Сделка заключается в формулярной форме, предложенной фирмой-поставщиком. Ссылки на право в формулярном контракте нет.

Срок исполнения – немедленно, по окончании зачисления денежных средств на счет продавца.

Способ исполнения – предоставление покупателю пароля доступа к базе данных, содержащей информацию.

Нарушение обязательств любой из сторон требует решения множества вопросов: о подведомственности и подсудности спора, применении коллизионных норм и собственно материального права. Что считать местом совершения акта, с каким законом связано данное правоотношение? Кто должен выступать в качестве ответчика? Кто будет принудительно исполнять судебное решение, если оно будет вынесено?

2. В одной из провинций Канады запрещено размещать в средствах связи и массовой информации объявления с предложением взять приемного ребенка.

Распространяется ли юрисдикция указанной провинции на размещение в Интернете таких объявлений через серверы, расположенные в других странах мира или других провинциях?

Таким образом, Интернет, не имея территориальных границ, позволяет получить доступ к информации, распространение которой каким-либо иным способом запрещается.

Источник

Юридическая природа Интернет

Сеть Интернет в мире приобретает серьёзное социально-экономическое значение, в силу международного характера информационных отношений. Но в правовом отношении, сеть Интернет сегодня — это целинная земля для юриспруденции.

На Западе нормы регулирующие отношения в сети Интернет более или менее оформлены. В России Интернет — это правовой вакуум.

Во-первых, Интернет организационно не является чем-то единым целым. У него нет владельца или владельцев, продающих содержащуюся в нем информацию. Этим занимаются особые организации — производители информации, имеющие возможность доступа к Интернету на практически тех же условиях, что и потребители информации.

Читайте также:  Хорошо ли работает интернет от билайна

Во-вторых, важным признаком — внепространственность. Внепространственность означает, что Сеть не может быть локализована даже посредством поименного указания серверов. Внепространственность стирает реальные границы, будь то границы между государствами, субъектами федерации, городами, создает впечатление унифицированности Сетевых событий, то есть заставляет мыслить их как нечто единообразное, данное в единой форме при различии содержания.

Интернет не обладает организационным единством, не инкорпорирован (включено в состав) ни в одной из стран мира и не создан как международная организация. Интернет не имеет собственного обособленного имущества, так как используемые в нем материальные и информационные ресурсы принадлежат на праве собственности самым разным субъектам. Не способен Интернет и иметь какие-либо самостоятельные права и нести обязанности, так как за каждым, возникающим при работе в Интернете правоотношением, стоит конкретный правоспособный субъект. Скажем, при подключении клиента к сети его контрагентом выступает поставщик, при покупке через сеть какого-либо товара (например, информации о рынке недвижимости, либо самой недвижимости) соответствующая организация-продавец, а при производстве платежа по сделке через сеть — специализированная финансовая фирма (например, так называемый виртуальный банк). Иначе говоря, Интернет однозначно не является ни зарегистрированной организацией, ни юридическим лицом вообще. Итак, Интернет не является субъектом права, т. е. участником правоотношений.

Общетеоретическая проблема — вопрос ответственности информационных провайдеров, — за действия их клиентов. Специальные вопросы правового регулирования сети Интернет не ограничиваются только проблемами регулирования электронной коммерции, но и касаются вопросов использования объектов интелектуальной собственности, механизмов шифрования и криптографии, налогообложения информационных транзакций. Развитие коммерческих отношений в Интернете, безусловно, потребует более детальной проработки правил, регулирующих отношения между пользователями сети.

Текущие тенденции регулирования сети Интернет в мире позволяют выделить три наметившихся подхода. Первый, относится к азиатским странам, и заключается в четком регламентировании информационных отношений с возложением контроля и ответственности за действия в сети на провайдеров информации. Второй, противоположный американскому, содержит минимальное число предписаний. Третий, использующий преимущества и недостатки первых двух подходов, развивается в Европе. При этом в них пытаются внедрять разумный принцип ограниченной ответственности провайдеров за действия их пользователей и определяют сферы информационных отношений, где вмешательство государства считается обязательным, и где таковое должно отсутствовать.

В Российской Федерации активное использование сети Интернет началось только несколько лет назад, что и определило значительное отставание в развитии Российского сегмента сети. Интерес нашего государства к регулированию общественных отношений, складывающихся в связи с использованием сети Интернет, стал серьезно проявляться с конца 1999г., в рамках четырех базовых информационных законов РФ: » О связи «, » Об информации, информатизации и защите информации «, » О средствах массовой информации «, » О международном информационном обмене «. Однако, данные законы не охватывают всю полноту общественных информационных отношений в данной сфере, особенно в части сети Интернет. Поэтому, государство пытается закрыть возникшие проблемы в регулировании на уровне подзаконных актов.

Читайте также:  Какие хорошие показатели скорости интернета

Информационные отношения в сети Интернет — сложный социально-технологический процесс, который в силу ряда причин пока с трудом поддается юридическому анализу.

Пример покупки в сети Интернет электронной версии каталога деталей самолета — информация требуется французской авиакомпании. Продавцом выступает фирма, инкорпорированная (включенная в состав) в американском штате Невада и использующая сервер, физически находящийся в Англии и принадлежащий английской компании-поставщику. Расчеты производятся через сеть в эквивалентной американским долларам безналичной форме «электронных наличных», процессинговый центр которых (виртуальный банк) расположен в Австралии и обслуживает, в частности, указанный английский сервер. Сделка заключается в формулярной форме, предложенной фирмой-продавцом. Ссылки на применимое право в формулярном контракте нет. Срок исполнения контракта — немедленно по окончании зачисления денежных средств на счет продавца (обычно максимум несколько часов). Способ исполнения — предоставление покупателю пароля доступа к базе данных, содержащей искомую информацию.

Даже небольшое нарушение обязательств любой из сторон поставит множество непростых вопросов. Что считать местом совершения акта (или местом совершения деятельности)? С каким законом может быть наиболее тесно связано данное правоотношение? Кто должен выступать в качестве ответчика? Правоохранительные органы, какого государства должны содействовать принудительному исполнению судебного решения, если оно все-таки будет вынесено? Ясных ответов на все эти вопросы нет.

По смыслу законов рассматриваемые отношения должны охватываться лицензиями в области связи (провайдерами предоставляются услуги связи) и, в соответствии с законом «О средствах массовой информации», должны регистрироваться в соответствующих органах власти, как средство массовой информации, ибо сайт, — смысловое объединение определенного количества страниц и имеющий собственный уникальный адрес в Интернете,- это средство массовой информации. Кроме того, не подлежащей однозначной трактовке в этих законах является категория оказания информационных услуг. Кто оказывает эти услуги, собственник ресурсов или специализированные организации — операторы связи, обеспечивающие техническое функционирование сети?

Источник

Оцените статью
Adblock
detector