IV. Использование интернет-ресурсов
Традиционно к достоинствам и преимуществам Интернета относят совмещение трех возможностей: универсальной среды передачи, общедоступного хранилища информации и уникальных форм общения. Сегодня Интернет широко используется как огромный реферативный справочник, всемирная библиотека, всемирная справочная служба, средство индивидуального и группового информационного обмена, средство проведения конференций, мировой архив звуковой и видеоинформации и т.п.
Помимо этого, Интернет является основным средством предварительной публикации результатов научных работ: практически все лаборатории мира размещают свои препринты в электронном виде в архивах Интернета, а уже только после этого выпускают печатные копии этих работ.
Так, многие научные и научно-популярные журналы имеют свои сайты, на которых не только размещается самая последняя информация, но, зачастую, можно найти архивы публикаций за предыдущие годы. Учебные заведения размещают учебно-методические, учебные и научные материалы, подготовленные преподавателями и учеными, на различных форумах обсуждаются проблемы по различным тематикам, к рассмотрению которых привлекаются ведущие ученые из различных регионов России и всего мира. Организованы базы данных, банки документов и базы знаний в разных областях знаний. Созданы и функционируют энциклопедии, словари, справочные пособия по различным тематикам.
Поиск информации в Интернете является сегодня одной из наиболее распространенных и одновременно наиболее сложных задач, с которыми приходится сталкиваться в Сети любому пользователю.
В отличие от стабильного и контролируемого фонда документов в библиотеке, в Интернете мы имеем дело с гигантским и не прерывно меняющимся информационным массивом, поиск данных в котором является весьма и весьма сложным процессом.
Основные средства поиска информации в Интернете условно их можно разделить на справочники и поисковые системы.
Эти разновидности внешне очень похожи, поскольку каждый справочник, как правило, обладает собственной поисковой системой, а каждая поисковая система — собственным справочником. Однако принципы их работы базируются на абсолютно разных подходах и технологиях. При этом каждая разновидность поисковых сервисов применяется для решения определенного типа задач. Правильным выбором инструмента во многом определяется стратегия поисковой деятельности и, в конечном итоге, результат разысканий.
Поисковые средства первой группы, называемые еще каталогами или рубрикаторами, представляют собой электронные справочники, имеющие четкую иерархическую систематическую или логико-тематическую структуру, во многом напоминающую структуру систематического каталога библиотеки. Работа со справочниками позволяет ориентироваться в ресурсах Интернета в пределах отдельных отраслей знания, углубляясь от общего к частному, меняя иерархические ветви, возвращаясь на несколько шагов назад и т.д.
К наиболее значительным российским каталогам сегодня относят:
- Яндекс. Каталог (http://yaca.yandex.ru/) предлагающий поиск сайтов не только по теме, но и по другим признакам: региону, источнику и адресату информации, сектору экономики и т.д.;
- Rambler‘sТор 100 (http://toplOO.rambler.ru/) — один из самых популярных русскоязычных рейтингов;
- KM.RU (http://www.km.ru/) — справочно-энциклопедический ресурс, предлагающий электронную версию энциклопедий «Кирилла и Мефодия» (MEGABOOK.ru — http://www.megaboobk.ru/);
- Mail.Ru(http://mail.ru) — один из самых известных российских каталогов.
- Формировать запрос надо максимально точно, используя все возможности механизма составления запроса. Затраты времени на детальное составление поискового предписания окупаются при анализе результатов поиска. При точном формировании запроса процент информационного шума будет намного ниже.
- Для получения более полных результатов по сложному запросу (например, там, где есть ограничения не только по содержанию документа, но и по дате обновления или местоположению документов) поиск рекомендуется проводить отдельно в каждой поисковой машине.
- При разыскании документов об отдельной стране или на конкретном языке следует отдать предпочтение национальным/региональным поисковым средствам.
Доклад на тему: «Использование онлайн-ресурсов, образовательных Интернет-платформ для осуществления образовательного процесса»
В новом тысячелетии мы вступили в информационную эпоху. Новая эпоха ставит перед школьным образованием и новую проблему – подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть информационными и коммуникационными технологиями. Новые информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека.
Наш информационный XXI век (век высоких технологий) требует новых подходов к системе образования. В настоящее время цели и технологии в образовании в большинстве стран мира отражают идеи гуманистического направления в педагогике и философии образования. Здесь речь идет о формировании развития личности как главной составляющей этой цели, то есть обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного творческого и критического мышления.
Для этих целей необходимо широкое информационное поле деятельности. Существуют различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие человека к самостоятельному мышлению, к поиску собственной аргументированной позиции. Данный подход требует определения некоторых условий организации такой системы.
Одной из задач современной школы является повышение многообразия видов и форм организации учебной деятельности учащихся. Компьютерные технологии, интегрированные с педагогической системой организации учебной деятельности, позволяют существенно увеличить образовательные возможности школьников, даже осуществить выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве.
Технологической базой нашего современного общества являются глобальные телекоммуникационные сети. Крупнейшей в мире такой сетью является сеть Интернет, которая, возникла как средство связи. В сети Интернет размещен большой объем информации, которая носит образовательный характер и может использоваться на уроках и во внеурочное время. Я считаю, что и учителя, и учащиеся обязательно должны знать о возможностях сети Интернет и стремиться воспользоваться ими.
Интернет предоставляет уникальные возможности для полноценного образования и формирования личности. Он представляет собой не только практически неисчерпаемый массив образовательной информации, но и выступает как средство, инструмент для ее поиска, переработки, представления. Интернет является уникальным источником активной интеллектуальной и коммуникативной деятельности обучающегося, его творческой самореализации, в результате чего у него появляется возможность приобрести необходимые знания, умения, навыки.
В настоящее время не вызывает сомнения актуальность и востребованность интеграции Интернета в процессе обучения. Главным предметом обсуждений при этом становится не вопрос для чего, а как применять современные компьютерные технологии в процессе обучения. Использование Интернета в значительной степени расширило бы спектр реальных коммуникативных ситуаций, повысило бы мотивацию учащихся, позволило бы применять полученные знания, сформированные навыки, речевые умения для решения реальных коммуникативных задач.
Применение учителем на своих уроках интернет – технологий неизбежно выведут общеобразовательный урок за рамки, как урока, так и самого предмета.
Учителя предпочитают находить учебный материал в Интернете в электронном виде, так как он позволяет:
- самостоятельно повышать свои знания;
- повышать свои знания через дистанционное обучение;
- находить учебный материал в сети Интернет для подготовки и проведения уроков;
- получать документы с сервера министерства образования;
- получать сообщение о новейших педагогических материалах;
- получать информацию о последних педагогических находках, отправлять свои методические разработки;
- получать программное обеспечение;
- публиковать собственные статьи, планы, конспекты уроков;
- переписываться с преподавателями других регионов;
- через Интернет учитель может пополнять свою методическую копилку, так как много лет он использовал свои традиционные планы;
- изучать опыт других учителей и использовать их рекомендации и разработки на своих уроках;
- печатать на интернетсайтах свои личные поурочные планы, статьи, инновационные идеи.