IV. Использование интернет-ресурсов
Традиционно к достоинствам и преимуществам Интернета относят совмещение трех возможностей: универсальной среды передачи, общедоступного хранилища информации и уникальных форм общения. Сегодня Интернет широко используется как огромный реферативный справочник, всемирная библиотека, всемирная справочная служба, средство индивидуального и группового информационного обмена, средство проведения конференций, мировой архив звуковой и видеоинформации и т.п.
Помимо этого, Интернет является основным средством предварительной публикации результатов научных работ: практически все лаборатории мира размещают свои препринты в электронном виде в архивах Интернета, а уже только после этого выпускают печатные копии этих работ.
Так, многие научные и научно-популярные журналы имеют свои сайты, на которых не только размещается самая последняя информация, но, зачастую, можно найти архивы публикаций за предыдущие годы. Учебные заведения размещают учебно-методические, учебные и научные материалы, подготовленные преподавателями и учеными, на различных форумах обсуждаются проблемы по различным тематикам, к рассмотрению которых привлекаются ведущие ученые из различных регионов России и всего мира. Организованы базы данных, банки документов и базы знаний в разных областях знаний. Созданы и функционируют энциклопедии, словари, справочные пособия по различным тематикам.
Поиск информации в Интернете является сегодня одной из наиболее распространенных и одновременно наиболее сложных задач, с которыми приходится сталкиваться в Сети любому пользователю.
В отличие от стабильного и контролируемого фонда документов в библиотеке, в Интернете мы имеем дело с гигантским и не прерывно меняющимся информационным массивом, поиск данных в котором является весьма и весьма сложным процессом.
Основные средства поиска информации в Интернете условно их можно разделить на справочники и поисковые системы.
Эти разновидности внешне очень похожи, поскольку каждый справочник, как правило, обладает собственной поисковой системой, а каждая поисковая система — собственным справочником. Однако принципы их работы базируются на абсолютно разных подходах и технологиях. При этом каждая разновидность поисковых сервисов применяется для решения определенного типа задач. Правильным выбором инструмента во многом определяется стратегия поисковой деятельности и, в конечном итоге, результат разысканий.
Поисковые средства первой группы, называемые еще каталогами или рубрикаторами, представляют собой электронные справочники, имеющие четкую иерархическую систематическую или логико-тематическую структуру, во многом напоминающую структуру систематического каталога библиотеки. Работа со справочниками позволяет ориентироваться в ресурсах Интернета в пределах отдельных отраслей знания, углубляясь от общего к частному, меняя иерархические ветви, возвращаясь на несколько шагов назад и т.д.
К наиболее значительным российским каталогам сегодня относят:
- Яндекс. Каталог (http://yaca.yandex.ru/) предлагающий поиск сайтов не только по теме, но и по другим признакам: региону, источнику и адресату информации, сектору экономики и т.д.;
- Rambler‘sТор 100 (http://toplOO.rambler.ru/) — один из самых популярных русскоязычных рейтингов;
- KM.RU (http://www.km.ru/) — справочно-энциклопедический ресурс, предлагающий электронную версию энциклопедий «Кирилла и Мефодия» (MEGABOOK.ru — http://www.megaboobk.ru/);
- Mail.Ru(http://mail.ru) — один из самых известных российских каталогов.
- Формировать запрос надо максимально точно, используя все возможности механизма составления запроса. Затраты времени на детальное составление поискового предписания окупаются при анализе результатов поиска. При точном формировании запроса процент информационного шума будет намного ниже.
- Для получения более полных результатов по сложному запросу (например, там, где есть ограничения не только по содержанию документа, но и по дате обновления или местоположению документов) поиск рекомендуется проводить отдельно в каждой поисковой машине.
- При разыскании документов об отдельной стране или на конкретном языке следует отдать предпочтение национальным/региональным поисковым средствам.