Профилактическая работа по предупреждению негативного воздействия на детей информации сети Интернет
За последние несколько лет Интернет превзошел популярность радио и телевидения как информационный ресурс и воспринят как полезное и удобное средство для получения информации. Многие информационные данные доступны лишь в электронном виде, а их бумажные первоисточники истлели и пущены на макулатуру. Безусловно, Интернет влияет как положительно, так и отрицательно на подростка. Существование кибер-опасностей также неоспоримо, как польза и удовольствие от использования интернет-ресурсов. Педагогика не может стоять в стороне от негативного влияния Интернета на молодежь. Наша задача разработать педагогическую систему, которая научит подростков жить в информационной среде, использовать ее блага и противостоять опасностям.
Задача эта, безусловно, непростая, и реализация её требует детального изучения проблемы и планомерной подготовки.
В соответствии с темой мною был проведён опрос среди обучающихся 6-9 классов в количестве 156 человек, чтобы выяснить количество времени которое проводят учащиеся в сети Интернет, интенсивность использования ресурсов, способы общения и прочие детали. В результате опроса были выявлены следующие данные:
• Сколько в среднем времени в день ты проводишь в интернете?
0-3 часа (55%) из них 0-50 мин(18 %); 4-5 часов (21%); 6-8часов (11%); свыше 10 часов (12 %)
• Сколько социальных сетей ты используешь для общения?
0-2(56%)из них 0( не используют соц.сети 4%); 3-4(33 %); 5 и больше( 11%)
• Для чего ты чаще всего обращаешься в интернет?( были предложены варианты ответов: для поиска информации, для общения, для игр, для просмотра фильмов, для прослушивания или скачивания музыки или для чего то ещё)
Для всего 74%, отметили не более 2 вариантов 18%, затрудняются с ответом 8%.
• Сколько дней ты можешь обойтись без интернета?
Могу сколько угодно(31%); могу обойтись от1дня до 2 недель (31%);
могу обойтись от 1мес.до 3 мес. (19%); не могу без интернета( 18%).
Из ответов учащихся вполне понятно, что большинство опрошенных являются активными пользователями сети Интернет. И задача взрослых — научить безопасному использованию Интернет ресурса.
С целью расширения знаний по проблеме негативного влияния на обучающихся сети Интернет мною были изучены некоторые теоретические исследования, которые помогли выяснить круг угроз, встречающихся наиболее часто в Интернете:
Угроза заражения вредоносным ПО( программным обеспечением). Для распространения вредоносного ПО и проникновения в компьютеры используется целый спектр методов
Доступ к нежелательному содержимому. Сегодня дела обстоят таким образом, что любой человек, выходящий в Интернет, может просматривать любые материалы. А это насилие, наркотики порнография, страницы, подталкивающие молодежь к самоубийствам, анорексии (отказ от приема пищи), убийствам, страницы с националистической или откровенно фашистской идеологией и многое-многое другое. Ведь все это доступно в Интернете без ограничений.
Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты. Все чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы для того, чтобы заставить выдать личную информацию.
Неконтролируемые покупки. Несмотря на то, что покупки через Интернет пока еще являются экзотикой для большинства, недалек тот час, когда эта угроза может стать весьма актуальной.
Сетевая зависимость. Некоторые люди стали настолько увлекаться виртуальным пространством, что начали предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Резкий отказ от Интернета вызывает у таких людей тревогу и эмоциональное возбуждение. Психиатры усматривают схожесть такой зависимости с чрезмерным увлечением азартными играми.
Интернет — зависимость — навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета.
В 1994 году психиатр Кимберли Янг разработала тест — опросник, направленный на выявление интернет – зависимости.
Она приводит четыре признака интернет – зависимости:
• навязчивое желание проверить e-mail.
• постоянное желание следующего выхода в Интернет.
• жалобы окружающих, что человек проводит много времени в Сети.
• жалобы окружающих, что человек тратит много денег на Интернет.
Прекращение или сокращение времени, проводимого в Интернете, приводит к плохому самочувствию: эмоциональное и двигательное возбуждение, тревога, навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернете.
Общими чертами компьютерной зависимости является ряд симптомов, тесно связанных между собой:
• Появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или даже при ожидании, «предвкушении» контакта;
• Отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером; желание увеличить время взаимодействия с компьютером («дозу»);
• Появление чувства раздражения, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером;
• Навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту, снижение самооценки и т.д.
3. Головные боли по типу мигрени;
5. Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
6. Пренебрежение личной гигиеной;
7. Расстройства сна, изменение режима сна.
• Возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в школе, на работе .
• Пренебрежение личной гигиеной, неряшливость.
Духовные признаки:
Потеря смысла реальной жизни — жизнь становится не нужной, пустой, лишенной смысла, что приводит к духовному обнищанию, духовной смерти.
Существуют так же опросники и анкеты, которые помогают выявить проблему интернет зависимости ребёнка, так как психологический тест Кимберли Янг подходит только для старших школьников и взрослых людей.
Для обеспечения информационной безопасности детей и подростков при обучении, организации внеучебной и внеурочной деятельности и свободном использовании современных информационно-коммуникационных технологий (в частности сети Интернет) можно разработать и использовать программу «Безопасность детей в сети Интернет». Которая будет содержать методические рекомендации направленные на решение проблемы защиты юных пользователей от различных опасностей, подстерегающих их во всемирной паутине. В данной программе должны быть методические рекомендации предназначенные для школьных учителей, классных руководителей, родителей и учащихся. Программа включает профилактическую работу с детьми (Работа с учащимися с учетом их возрастных особенностей. В начальной школе – в виде сказок, игр. В средней школе – в виде бесед, ролевых игр, диспутов, тренингов. В старшей школе – в виде проектов, выпуска стенгазет, участия в акциях, конкурсах, мероприятий, направленных на обучение родителей и детей правилам безопасного пользования Интернетом. Это классные часы по теме «Безопасность в сети Интернет»; листовки, буклеты, памятки для учащихся «Безопасность в Интернете» и т.д.)
и родителями( Формы работы с родителями различны – родительские собрания («Безопасный Интернет — детям»), индивидуальные беседы, лекции. Родители должны понимать, что никто так сильно не отвечает за безопасность детей в Интернете, как сами родители. Только они могут полностью контролировать своих детей). Программа содержит перечень мероприятий, правила работы в сети интернет, рекомендации по уменьшению опасности от посещений сети интернет и т.д.
Кроме всего необходимо познакомить обучающихся с распространёнными Интернет – преступлениями ( по статьям 272, 273, 274 УК РФ):
• «взлом» чужого компьютера или сети, распоряжение чужими данными;
• нарушение работы чужих сайтов;
• «компьютерный шпионаж», съем чужих денег в банках через онлайн-сервисы;
• «фишинг» — получение чужого пароля обманом (например, при помощи ложной интернет-страницы такого же вида, как настоящая, или писем с просьбой отправить пароль якобы администратору сети);
• перехват данных — снятие информации с чужих кредитных карт для создания их клонов и опустошения чьего-то кошелька;
• нарушение авторского права — распространенное в России скачивание изображений, фильмов, музыки.
Учащиеся должны чётко осознавать , что за некоторые «безобидные» на первый взгляд действия они могут понести уголовную ответственность.
Существует ряд действий, которые может предпринять преподаватель, чтобы увеличить безопасность обучающихся в Интернете.
1. Напоминать обучающимся о технике безопасности и правилах пользования компьютером.
2. Не позволять обучающимся блуждать по Сети — они могут попасть в небезопасную зону; выбрать несколько сайтов, представляющих интерес и сосредоточить на них внимание.
3. Не запрещать любимые занятия обучающихся в Интернете (чаты, электронная переписка), а исследовать возможности использования этих технологий для расширения обучения и получения знаний.
4. Вести разъяснительную работу с обучающимися и родителями о взаимодействии подростка и сети Интернет.
5. Создать условия для избежания ситуации кибер-зависимости: самый простой и доступный способ решения зависимости — это приобретение другой зависимости, поэтому следует прививать любовь к здоровому образу жизни, активизировать общение с живой природой, развивать творческие прикладные увлечения, обеспечивать занятость учащихся во внеурочное время.
Конечно, безопасность подростка в сети Интернет будет обеспечена благодаря тесному сотрудничеству преподавателя и родителей. Использование только средств воспитательной работы без организации действенного контроля – это практически бесполезное занятие. Точно так же, как и использование репрессивных средств контроля без организации воспитательной работы. Только в единстве данных средств можно помочь подросткам чувствовать себя в безопасности и оградить их от влияния злоумышленников.