Статья «Сетевое взаимодействие ОУ в рамках профильного обучения»
Профильное обучение – одно из ключевых направлений модернизации российской школы в современных условиях. Основной замысел перехода на профильность состоит в создании условий для более полного удовлетворения индивидуальных потребностей школьников и соединения обучения с процессом социализации учащихся в реальных условиях рыночных отношений, что должно повысить их конкурентоспособность на рынке труда.
В «Концепции модернизации российского образования » обозначены следующие цели введения профильного обучения:
— создать условия для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников, с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
— способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным группам обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями;
— расширить возможности углубленного изучения отдельных учебных предметов;
— обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к поступлению в вузы и освоению программ высшего профессионального образования.
К числу важнейших задач модернизации общего среднего образования следует отнести задачу разностороннего развития обучаемых, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодежи готовности и способностей адаптироваться к меняющимся социальным условиям.
Решение этих задач невозможно без дифференциации содержания школьного образования. Вариативность содержания, организационных форм, методов обучения в зависимости от познавательных потребностей, интересов и способностей учащихся важна на всех этапах школы, но особенно актуальна она на старшей ступени школьного образования.
Именно поэтому сейчас обязательно введения в старших классах профильного обучения, ориентированного на удовлетворение познавательных запросов, интересов, развитие способностей и склонностей каждого школьника.
Профильное обучение за счет целенаправленной дифференциации структуры содержания, форм и методов организации образовательного процесса обеспечивает условия для эффективной реализации индивидуализации обучения, более полного учета интересов, склонностей и способностей учащихся, открывает принципиально новые возможности для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования и выбора жизненного пути.
Профильное обучение создает реальные возможности реализации личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории.
Переход к профильному обучению в старших классах требует от школы мобилизации всех ее кадровых, образовательных, организационных и материальных ресурсов Необходимо обеспечить изучение элективных курсов по многим предметам, включая и те, которых никогда не было раньше в школе.
Нужны учителя, способные вести преподавание учебных предметов не только на базовом, но и на профильном уровне. А для этого им необходима методическая помощь по предметам: для верного составления программы, для подбора учебно-методического комплекта и т.д. ,одному завучу в школе это не по силам, т.к.у каждого предмета своя специфика.
Нужны учебные кабинеты, укомплектованные соответствующим оборудованием, у нас это большая проблема: оборудование в кабинетах физики, химии не обновлялось десяток лет. Нет ни одной интерактивной доски, компьютеры тоже уже устарели, нет локальной сети в школе, что позволило бы использовать ресурсы интернета.
В этих условиях встает вопрос о кооперации, объединении образовательных ресурсов нескольких школ, создании образовательных сетей.
Принятая Министерством образования РФ в 2002 г. Концепция профильного обучения исходит из многообразия форм его реализации на практике, в частности, рассматривает сетевое взаимодействие образовательных учреждений как одно из наиболее перспективных направлений организации профильного обучения.
Мы работаем в сетевом взаимодействии уже 4 года. Создание образовательной сети, кооперация (объединения образовательных ресурсов) различных образовательных учреждений позволяет старшеклассникам одной школы при необходимости воспользоваться образовательными услугами других школ ,что обеспечивает более полную реализацию их интересов и познавательных потребностей.
Наша модель организации профильного обучения основана на организации в школе отдельных профильных классов, объединяющих школьников по групповым интересам (познавательные потребности в области определенного набора учебных предметов). При комплектовании профильных классов учитываются индивидуальные интересы школьников, пожелания родителей, результаты анкетирования.
Как показывают данные опроса, около 40% обучающихся в профильных классах не связывают дальнейшую профессиональную деятельность с профилем обучения (выбор был сделан формально, не хотелось покидать родную школу, сменился круг интересов во время обучения в старшей школе и т.д.).Еще одна проблема: ученик записывается и посещает занятия в физико-математическом классе, имея за 9 класс оценку «3»по физике и математике, естественно о углублении знаний по предмету говорить с таким учеником сложно.
К сожалению даже в педагогической среде далеко не все понимают суть профильного обучения. Некоторые ставят знак равенства между углубленным изучением ряда предметов и профильным обучением. Другие считают, что достаточно в профильных классах добавить часы на изучение определенных предметов, и проблема профильного обучения будет решена. Есть и такие, кто большой процент поступления в ВУЗы считают аргументом в пользу решения проблемы профильного обучения. Ошибочность обозначенных позиций состоит в том, что их сторонники не всегда задумываются над тем, что профильное обучение должно опережать профессионализацию (т.е. выбор профессии).
Задача образовательного учреждения состоит в том, чтобы помочь своим воспитанникам определить профиль, на котором будет выстраиваться их жизненная траектория. Оптимально выбранная профессия – это путь к формированию оптимального рынка, который обеспечит занятость каждого гражданина общества работой. Оптимально выбранный профиль – это залог выбора в перспективе оптимальной профессии.
Выбор профиля обучения труден и для самих учащихся. Здесь большую роль должна сыграть педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся, я имею в виду профориентационную работу. На мой взгляд, профориентационная работа должна начинаться еще в начальной школе. Например, с продуманной серии классных часов или других мероприятий, на которых ученики познакомятся с разными профессиями (с приглашением родителей или известных людей города и т.д.). В рамках предпрофильной подготовки профориентаторы проводят так называемую «профессиональную пробу». Кроме того, на уровне ОУ важно организовать преподавание профильно-ориентационных курсов также в ходе предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов. В профориентационной работе с учащимися 10-11 классов, которая носит во многом «уточняющий» характер можно использовать учебник Чистяковой С.Н. «Технология профессионального успеха».
Профильное обучение – это тот фундамент, на котором может и должна выстраиваться жизненная траектория наших ребят.