Основные сервисы и технологии сети Интернет
Взаимодействие пользователя с ресурсами в сети Интернет обеспечивается совокупностью специальных сервисов и служб, которые реализуют необходимые для этого протоколы и механизмы. Существует две группы: сервисы с установлением логического соединения и сервисы без установления логического соединения.
Отличительной особенностью сервисов первой группы является то, что клиент и сервер перед передачей данных сначала обмениваются специальными управляющими пакетами, “рукопожатиями”, позволяющими сторонам подготовиться к процессу основного обмена.
С логическим соединением связаны несколько важных задач: надежной передачи данных, контроля потока данных и контроля перегрузки. Под надежной передачей данных понимается передача, в ходе которой не допускаются потери или искажения данных. Надежная передача в Интернете обеспечивается при помощи механизмов подтверждений и повторных посылок. В Интернете сервисы первой группы используют протокол TCP.
Сервисы второй группы осуществляют простую передачу пакетов. Это позволяет сэкономить время при пересылке данных, но увеличивает вероятность потерь информации при передаче. В Интернете сервисы второй группы используют протокол UDP.
Второй классификацией сервисов сети Интернет является их деление на прямые, интерактивные сервисы (On-line) и сервисы с отложенным доступом (Off-line).
Прямые сервисы предоставляют информацию, запрошенную пользователем, немедленно и получателю не требуется немедленной реакции на ответ службы в отличие от интерактивных сервисов.
Сервисы, относящиеся к классу отложенного доступа наименее требовательны к ресурсам компьютеров и линиям связи. При их использовании запрос и получение информации могут быть разделены по времени.
Прямыми сервисамиявляютсяWWW, FTP, поисковые системы, Internet-banking, хостинг, электронные платежи.
В качестве интерактивных сервисов и служб могут выступать IRC, ICQ, Skype, аудио- и видеоконференции, IP-телефония.
Примерами сервисов с отложенным доступом являются электронная почта, Usenet, списки рассылки, Call Center
Самым популярным сервисом является всемирная паутина (WWW), под которым понимается система web-серверов, поддерживающих документы в формате HTML.
Сервис WWW реализован в виде клиент-серверной архитектуры.
Пользователь с помощью клиентской программы (браузера) осуществляет запрос информации на сервере, а web-сервер обслуживает запрос браузера.
Web-сервер – это программа, которая принимает HTTP-запросы от клиентов, обрабатывает их и выдает HTTP-ответы.
HTTP (Hypertext Transfer Protocol) – протокол передачи данных на прикладном уровне.
Можно сказать, что сервис WWW базируется на трех основных понятиях: HTTP, HTML, URL. Они лежат в основе организации данного сервиса (рис. 5.14).
URL (Uniform Resource Locator)– это определитель местонахождения ресурса.
URL включает в себя протокол доступа к ресурсу (http, gopher, WAIS, ftp, file, telnet и др.), сетевой адрес ресурса (имя сервера и домена), полный путь к файлу на сервере.
В общем виде формат URL выглядит так:
method://host.domain[:port]/path/filename,
где method имеет одно из значений, перечисленных ниже
file | файл на локальной системе пользователя или файл на FTP сервере; |
http | файл на World Wide Web сервере; |
gopher | файл на Gopher сервере; |
WAIS | файл на WAIS (Wide Area Information Server) сервере; |
news | группа новостей телеконференции Usenet; |
telnet | выход на ресурсы сети Telnet. |
Параметр host.domain — адрес ресурса в сети Интернет.
Параметр port — число, которое необходимо указывать, если метод требует номер порта. Стандартными портами являются: 21 – FTP, 23 – Telnet, 70 – Gopher, 80 – HTTP. Данный параметр не является обязательным при формировании URL-адреса.
Приведем пример URL-адреса web-страницы, представленного в полном виде:
http://www.vzfei.ru/bryansk/index.html,
где http:// — означает, что используется протокол передачи гипертекста (HTTP);
www.vzfei.ru — имя web-сервера;
/bryansk/index.html — путь от корня web-сервера к web-странице.
Своего рода надстройкой рассмотренного сервиса являются поисковые системы. Поисковая система — это программно-аппаратный комплекс, предназначенный для поиска информации в сети Интернет в соответствии с запросом пользователя, задаваемого в виде текстовой строки, выдачей списка гиперссылок на источники информации, в порядке релевантности. Релевантность — семантическое соответствие поискового запроса.
Рейтинг популярности основных поисковых систем по данным Nielsen NetRatings, представлен в табл. 5.1.
Рейтинг основных поисковых систем
Позиция | Web-сайт | Процент использования |
http://www.google.com/ | 46.2% | |
http://www.yahoo.com/ | 22.5% | |
http://search.msn.com/ | 12.6% | |
http://www.aol.com/ | 5.4% | |
http://www.myway.com/ | 2.2% | |
http://www.ask.com/ | 1.6% | |
http://search.netscape.com/ | 1.6% |
Рейтинг российских поисковых систем по данным SpyLog, представлен в табл. 5.2.
Рейтинг российских поисковых систем
Позиция | Web-сайт | Процент использования |
http://www.yandex.ru/ | 54.8267% | |
http://www.rambler.ru/ | 21.7645% | |
http://www.google.com/ | 15.6207% | |
http://www.mail.ru/ | 4.5466% |
Основная задача любой поисковой системы – доставлять пользователям именно ту информацию, которую они ищут. Для этого необходимо, чтобы запрос был сформулирован просто и включал ключевые слова, характеризующие требуемую информацию.
Также к прямым сервисам сети Интернет относят сервисы электронных платежей. Развитие электронной торговли способствовало появлению электронных платежных систем, которые позволяют произвести оплату товара или услуги в сети Интернет из дома и офиса. Общее название “платежные системы” объединяет два основных виды платежей в режиме реального времени.
Наиболее распространены кредитные системы, позволяющие использовать в Интернет обычные кредитные карты. В России такими системами являются Assist и CyberPlat. Схема работы такой системы выглядит следующим образом. Пользователь получает возможность совершать покупки в Интернет-магазинах и оплачивать их в режиме on-line либо со своего счета в банке, либо по своей банковской карте, получать выписки и результаты платежей. Пользователь может непосредственно через Интернет оформить платежное поручение, позволяющее выполнить банковский перевод на любой счет в любом российском банке. Таким образом, можно перевести средства из системы на свой счет в любой другой банк или оплатить типовые услуги, например, операторов сотовой связи или Интернет-провайдеров.
Другую нишу на рынке электронных платежей занимают системы, использующие виртуальные деньги. Их суть заключается во введении цифрового эквивалента реальных денег, с помощью которого осуществляются расчеты. Во многих случаях эта технология более удобна, особенно при оплате небольших покупок, которые составляют большую часть на рынке товаров. Кроме того, системы “электронных кошельков” привлекательны тем, что они анонимны и не требуют подтверждения третьей стороны. Технология электронных денег представлена в России такими системами, как PayCash и WebMoney.