1.Анализ психологических особенностей пользователей Интернет
Наши исследования показали, что на данный момент подавляющее большинство пользователей Социальных сетей составляют школьники – 73,1%, студенты- 17,1% и рабочие -9,8%.(Приложение 4) Эти данные объясняться потребностью человека в использовании Сити Интернет. Интернет является сообществом молодых людей – в возрастном пике от 13 до 23 лет, что подтверждают исследования. Но для своего исследования мы выбрали более обширную аудиторию, чтобы сделать более объективный вывод по данной теме.
Для того чтобы выявить особенности общения и поведения современной молодежи в рамках реального и виртуального общения, мы решили провести анализ поставленных критериев между реальным и виртуальным общением.
Общение реальное и посредством Интернет имеет свои специфические особенности, которые отличают эти виды общения друг от друга. Перейдем к сравнительной характеристике:
Общение по средствам Сети Интернет
Анонимность — человек создает свое мнение о другом пользователе с его слов.
Анонимность – «Встречают по одежки, провожают по уму».
Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации
Зрительный, тактильный контакт. Восприятие реакции собеседника в реальном времени через, придачу информации (уровень громкости голоса, мимика, жестовое сопровождение)
Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.
Не всегда желаемо общение (вынуждение общение коллег по работе, одногруппников). Желаемое общение — проявление активности.
Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций (смайл, картинки)
Внешнее проявление отношения к собеседнику различными способами (взгляд, интонация, мимика), возможно стойкое стремление к сокрытию эмоций.
Стремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи презентируют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии, ненормативного поведения.
Не многие люди умеют контролировать эмоции, что способствует обычному поведению в той или иной ситуации и реакции человека на то ли иное событи.
Проведя опрос на тему: «А вы зависимы от социальных сетей?» мы получили соответствующие результаты, из 36 119 опрошенных человек, 52,1% открыто признаются в своей зависимости от социальных сетей. Именно это натолкнуло нас на проблему интернет-зависимости.
Так же, в результате опроса «Сколько свободного времени вы проводите в интернете?» и опроса на бумажном носителе, нам удалось выяснить количество часов проводимых людьми в сети, оказалось пик временного отрезка приходится на 2-4 часа в день, это 27,2%, на втором месте временной отрезок в 4-6 часов(19,8%), на наш взгляд это колоссальные цифры. На основе этих данных можно сделать вывод о том, что интернет-зависимость имеет всепоглощающие размеры. Исследователи приводят различные критерии Интернет-зависимости, так например Кимберли Янг приводит 4 симптома этого явления [16]:
1. Навязчивое желание проверить e-mail.
2. Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет.
3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в сети Интернет.
4. Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.
С последним пунктом деления интернет-зависимости, скорее можно не согласиться, так как общение посредством социальных сетей стало доступным на данном этапе коммуникаций.
Анализ причин Интернет-зависимости привел к выводу, что большинство Интернет-зависимых приходят в сеть ради общения. Это может свидетельствовать о компенсаторном характере общения в Интернет у этой группы людей. Интернет-зависимые получают в сети различные формы социального признания. Их зависимость может говорить о том, что в реальной жизни социального признания они не получают, а также о том, что в реальной жизни у этой группы людей могут существовать определенные трудности в общении, которые снижают их удовлетворенность реальным общением. На другом полюсе континуума находятся пользователи, которые приходят в сеть не ради многочасового бесполезного общения, но ради поддержания деловых контактов и нахождения необходимой информации. То есть среди пользователей существуют различные мотивы применения Интернет в деятельности. Это приводит нас к следующей проблеме – проблеме мотивов пользователей Интернет.
На основе 8 вопроса в нашей анкете на бумажном носители мы можем определить следующую классификацию мотивов пользователей Интернет:
1. Деловой мотив: Для большинства пользователей работа в Интернете является составной частью профессиональной деятельности ,направленной на достижение конкретной цели, то есть результата. Это может быть поиск конкретной информации, контакты и взаимодействие с определенным человеком, организация работы какого-либо подразделения и так далее. Ориентация на конкретный деловой результат и служит индикатором наличия так называемой деловой мотивации.
2. Познавательный мотив: Этот мотив связан с получением новых знаний, он может иметь различные характеристики в зависимости от направленности познавательного интереса пользователя. Предметом познавательного отношения в компьютерных сетях могут быть новые сервисные возможности, различная гипертекстовая информация, новые люди, идеи и мнения, визуальные и слуховые образы. Например социальная сеть Twitter, где у пользователей есть возможность отправлять короткие текстовые заметки и возможность читать подобные заметки других пользователи, так как они находятся в общем доступе, пользователем может быть не только физическое лицо, но и газета например «Российская газета», которая является информатором событий в стране.
3. Мотив общения (коммуникативный мотив). Он характеризуется поиском новых знакомств, людей с близкими интересами, обменом мнениями, обретением нового круга друзей и единомышленников. Он связан с естественной для человека потребностью в обмене знаниями, мнениями, эмоциями с себе подобными. Например группы в сети ВКонтакте, каждая группа имеет свою направленность и в соответствии определённой круг участников этой группы, которые общаться в ее рамках.
4. Корпоративный мотив (мотив сотрудничества). Большинство видов деятельности человека носит социальный характер, как по своему содержанию, так и по своей структуре. Это означает, что деятельность предполагает разделение функций между людьми, сотрудничество между ними, обмен результатами деятельности, совместное решение проблем по ходу работы. Значительная часть людей работает в условиях совместной деятельности. Ориентация пользователей на сотрудничество (а не просто на общение) с другими при работе в Интернете служит индикатором корпоративной мотивации. Например Мой мир (почтовый ящик и Агент).
5. Мотив самоутверждения. В основе этого мотива лежат глубинные психологические явления — самооценка личности, уровень притязаний, мотивация достижения. Деятельность человека часто достиженческий характер, при этом человеку приходится доказывать себе и другим собственную состоятельность, ценность. Самоутверждение может осуществляться в различных видах деятельности в зависимости от типа личностных ценностей субъекта. Например Instagram–это бесплатное приложение обмена фотографиями и видеозаписями, позволяющее пользователям снимать фотографии и видео, применять к ним фильтры, а также распространять их через свой сервис и ряд других социальных сетей.
6. Мотив рекреации и игровой мотив. Игра и рекреация занимают важное место в жизни любого человека. Помимо восстановления функционального состояния работоспособности, игра и рекреация является способом овладения новыми видами деятельности, тренировкой и проверкой своих возможностей, соревнованием. В Интернете каждый пользователь может найти тот вид игры, который ему наиболее близок и интересен. Например игра World of Tanks – бесплатная онлайн игра.
7. Мотив аффилиации. Данный мотив является выражением социальной сущности деятельности и личности человека. Он проявляется в потребности каждого человека принадлежать к определенной группе, принимать ее ценности и следовать им, занимать собственное место в структуре группы. Например когда человек меняет работу, для того чтобы влиться в коллектив, он регистрируется в тех Соц Сетях которые преобладают в этом кругу.
8. Мотив самореализации и развития личности. Значительная часть пользователей осознает влияние работы в Интернете на собственную личность и деятельность. Это влияние касается развития познавательных возможностей, игровой деятельности, особенностей общения, формирования интересов личности. Осознанное стремление к реализации и развитию собственных возможностей (познавательных, коммуникативных и так далее) формирует мотив развития личности при работе в Интернете. Данный мотив имеет выраженный творческий компонент. Работа в Интернете дает человеку возможность проявить свои творческие способности, например, создание новых программных продуктов, высказываний в телеконференциях и так далее. Это позволяет человеку реализовывать свои творческие потенции, дает возможность получить оценку своего творчества со стороны значимых и компетентных экспертов.
Таким образом, на основе исследования и примеров в классификации, мы пришли к выводу, что социальные сети в современном мире занимают большое место в жизни многих молодых людей.
Но и реальное общение не становится хуже, в опросе «В каком мире вы проводите большую часть своего времени?», 44% опрошенных выбрали реальную жизнь и реальное общение, и лишь только 14,4% дали уверенный ответ о виртуальности собственной жизни. Остальные 41,6% не могут увидеть четкой грани между этими мирами, и их перетягивает из одного мира в другой. Думается, не спроста такой огромный процент неопределившихся, живя в веке развития технологий, мы стираем грани между общением находясь, так сказать дезориентированными, мы находим себе то место где проще жить, общаться.
Но на фоне этого общение посредством различных социальных сетей имеет огромные плюсы, в некоторых случаях общение в живую просто не возможно, по причине огромного расстояния между людьми. Интернет-общение становится тонкой ниточкой соединяющей людей.
Тем более, что помимо самого общения между собой, интернет сайты дают и другие возможности, игры, магазины, информацию. Нельзя сказать, что это скучно, однако, если не знать меры, это увлечение может привести к печальным последствиям. Ведь всем известно, что большая часть молодежи предпочитают проводить свое время у компьютера, в интернете.
Бесспорно, если бы эти школьники проводили свое время в интернете за чтением классической литературы, может и можно было говорить о пользе. Однако, на практике, это далеко не так. На самом деле, чаще всего подростки увлекаются посещением блогов, играми и видеоматериалами. Только в случае необходимости, например, когда по школьной программе требуется написать реферат, то в редких случаях компьютер используется по назначению. Пока не поздно, лучше остановиться и задуматься над тем, каким образом Вы проводите свое время, и сколько пользы приносит вам это увлечение. Можно только представить, какое количество полезных вещей можно было сделать за это время!
Например, чем плохо такое развлечение, как кинотеатр или театр. В этом случае, можно узнать не только о последних тенденциях в этих направлениях, но и получить удовольствие от просмотра, к тому, же пообщаться с друзьями, в обществе которых можно посетить кинотеатр. Также не стоит забывать о самосовершенствовании, поэтому стоит посещать библиотеки, прочитать любимую книгу. Между тем, нельзя сравнивать настоящие книги и ощущения при ее чтении, с электронными вариантами.
Между тем, нельзя настаивать на том, чтобы полностью отказаться от мира виртуальных услуг и общения, но следует понять, что реального общения ничто не может заменить. Поэтому чаще следует обращать внимание на тех, кто находится рядом, и стараться удержать этих людей около себя. Более того, занятия над собой, прежде всего, помогут сделать правильный выбор в жизни и приобрести качества, необходимые для успешной жизни.