Мероприятие «Путешествие в страну интернета»
Цель внеклассного мероприятия: познакомить учащихся пятого класса с понятием «интернет», пояснить, для чего он служит, научить тому, как обезопасить себя в киберпространстве, разъяснить основные правила поведения в интернет – пространстве.
Образовательный аспект цели: учащиеся должны уметь защищать свой персональный компьютер от интернет — вирусов; знать правила общения (в том числе с незнакомыми людьми) в киберпространстве.
Развивающий аспект: развитие способности строить устные монологические высказывания, развитие мышления, способности к самоанализу и самоконтролю, развитие умения работать в парах и группах.
Воспитательный аспект: воспитание культуры поведения в глобальной сети интернет, включающей в себя умение общаться в социальных сетях.
Ход внеклассного мероприятия:
1. Организационный момент. Постановка темы, цели и задач мероприятия (Слайд 1)
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие по таинственным землям волшебной страны интернета. Страна эта огромна и загадочна, там нас ждут таинственные чудеса и подстерегают разные опасности. Подобно Ивану – царевичу из сказки, мы должны преодолеть все препятствия и с честью выйти из боя со злодеями, которые встретятся нам на пути.
В конце сегодняшнего мероприятия мы узнаем, что такое интернет, как он появился, какие опасности нас подстерегают в киберпространстве и как мы может обезопасить себя от них; как можно защитить наши компьютеры от вредоносных вирусов, как нужно общаться с собеседниками в социальных сетях и т.д.
2. Этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний (Слайд 2)
Станция 1. «В некотором царстве, в некотором государстве…»
Учитель: Вот мы на первой станции. Здесь мы должны узнать, с чего всё началось, как же зародился интернет и что он собой представляет.
— Как часто вы им пользуетесь?
— Для чего чаще всего вы используете интернет?
— Что вы знаете о его появлении?
Предполагаемый ответ: Интернет — это гигантская информационная система [4], распространенная по всему миру. С помощью устройства с выходом в интернет можно найти любую информацию, общаться с разными людьми, работать удаленно.
Докладчик 1 (заранее подготовленный ученик):
«тринадцатого марта 1989 года Бернес-Ли, консультант по программному обеспечению в Европейской организации ядерных исследований CERN, выразил идею интернета: «Нужно подумать над идеей системы с универсально взаимосвязанной информацией, в которой удобство использования и универсальность будет значить намного больше, чем хорошая графика и поразительные дополнительные возможности».
Для представления первых прототипов такой системы понадобилось еще несколько лет. Даже тогда реализация идеи должна была ждать 1990-х, когда Джим Кларк и Марк Андрессен представили первый инструмент обращения с Сетью — браузер Netscape». [1]
3. Этап усвоения новых знаний
Станция 2. «Свет мой зеркальце, скажи да всю правду покажи…» (Слайд 3)
Учитель: Для чего же мы используем интернет? Действительно ли он так нам нужен? Что было бы с нами, если интернет неожиданно перестал работать? Как бы это отразилось на разных сферах нашей жизни? Есть ли сейчас люди, которые никак не используют интернет, напрямую и косвенно?
Работа в парах. Учащиеся обсуждают вопросы, формулируют ответы. Заслушиваются мнения детей, они рассказывают, как они пользуются глобальной сетью. Приходят к выводу, что сейчас большинство населения использует интернет: и в образовании, и в медицине, и в других сферах жизни. От интернета зависят практически все люди.
Учитель: Вы правы, в интернете мы ищем информацию, обменивается сообщениями по электронной почте или в социальных сетях, с помощью него мы записываемся на прием к врачу, банк, почту и т.д., смотрим наши оценки в электронном дневнике, покупаем билеты… Наша жизнь тесто связана с интернетом.
Станция 3. «Вдруг какой-то паучок…» (Слайд 4)
Учитель: Как вы думаете, почему интернет называют всемирной паутиной? О чем нужно помнить, чтобы не превратиться в муху, застрявшую в паутине?
Дети высказывают свои мнения, совместно приходят к выводу, что социальные сети и интернет — общение не может заменить живое общение, встречи с друзьями и родными, нельзя проводить много времени перед экраном, забывая обо всем на свете.
Станция 4. «Налетело тут чудо-юдо трехголовое…» (Слайд 5)
Учитель: Про многое в нашей жизни можно сказать: ложка дегтя в бочке меда, актуально это и для интернета. Скажите, чего стоит опасаться вашему устройству, если вы работаете в интернете?
Дети обсуждают в группах, приходят к выводу, что опасаться следует вирусов компьютера.
Учитель: Вы правы, наши устройства могут быть поражены интернет-вирусами. Давайте узнаем о них подробнее.
Докладчик 2 ( подготовленный ученик):
Интернет – вирусы разделяются на несколько видов:
1. Вирусы, разработанные для выведения из строя промышленных систем. Например, в 2010 году появился вирус Stuxnet, который «заражал не только программное обеспечение, но и аппаратную часть производственного оборудования. Точные объемы убытков компании неизвестны, однако разработки в атомной промышленности в Израиле были «отодвинуты» на несколько лет назад» [2].
2. Вирусы, предназначенные для похищения личных данных человека, с помощью которых преступники получают доступ к аккаунтам, электронным кошелькам, деньгам пользователя. Например, вирус Zeus BotNet, с помощью которого в 2009 году программа запоминала каждое значение, которое вводил пользователь зараженного компьютера. «По официальным данным мошенникам удалось заразить более 3.5 млн. компьютеров, среди которых было 2500 крупных компаний, находившихся в более двухстах странах мира» [2].
3. Вирусы, созданные для похищения личных данных пользователя, необходимых для авторизации. Подобный вирус – Conficker, быстро распространившийся на несколько миллионов компьютеров. «Если у вас на устройстве были файлы autorun.inf , то вы должны знать, что это один из признаков заражения системы. Этот вирус блокирует возможность обновления Windows и использования антивирусных систем. Кроме того, Conficker способен скачивать дополнительные вирусы с сервера» [2].
Докладчик 3 ( подготовленный ученик):
Интересные факты о вирусах:
1. Впервые человечество узнало о вирусах ещё до появления интернета. «Первый вирус назывался Creeper, он был безвредным, просто выдавал сообщение и самостоятельно перемещался между персональными компьютерами» [2].
2. «Всего десять секунд потребовалось вирусу SQL Slammer , чтобы заразить более семидесяти пяти тысяч компьютеров в Южной Корее, а к концу дня он распространился по всему миру» [2].
3. В 2001 году в Китае появился новый вирус « Code Red », который распространялся через зараженные сайты и вместо них выдавал сообщение «Взломано китайцами» [2]. Среди пострадавших был даже сайт Белого дома.
Учитель: Давайте подумаем, как мы можем защитить наш компьютер от вирусов? Как вы считаете, нужно ли защищать наши смартфоны и планшеты?
Предполагаемый ответ: необходимо защищать все устройства с выходом в интернет с помощью программ антивирусов, которые нужно постоянно обновлять, ведь новые вирусы появляются каждый день. Нужно уделять особое внимание лицензионная ли программа, которую вы устанавливается на компьютер или другое устройство, ведь от этого зависит безопасность как техники, так и личных данных: фотографий, паролей, переписки, банковских и паспортных данных и др.
Станция 5. «Там царь Кощей…» (Слайд 6)
Учитель: Вирусы не единственная беда интернета. Самой страшной опасностью являются люди. Безымянность, безнаказанность, ощущение абсолютной свободы приводит к тому, что некоторые пользователи интернета начинают кибертравлю. Что же это такое?
Заслуживаются ответы учащихся. Затем выступают специально подготовленные учащиеся.
Докладчик 4 ( подготовленный ученик):
Интернет-травля — «координированные действия в Интернете, направленные на моральное унижение человека, или, реже, группы людей» [3] .
Кибертравлей чаще всего занимаются неуверенные в себе люди ради развлечения, самоутверждения, мести или ради выгоды с помощью шантажа.
Как же защитить себя? Правила очень просты:
1. Быть корректным (вежливым) при общении в Интернете. Не общайтесь с пользователем, если он ведет себя агрессивно, употребляет нецензурные выражения, не прислушивается к мнению окружающих.
2. Не общайтесь с незнакомцами. Помните, что не всегда созданная страница в социальной сети соответствует правде. За страничкой школьника может скрываться взрослый человек и наоборот.
3. Ограничьте доступ к вашей информации на странице социальных сетей.
4. Не размещайте личную информацию, фотографии вашего дома, новых покупок, чтобы не вызывать интерес у преступников.
5. Обращайтесь к родителям, близким родственникам или учителю, если вам пишут подозрительные незнакомые люди, приходят странные или оскорбительные письма [3].
4. Этап проверки понимания материала
Станция 6. «И я там был, мёд – пиво пил…» (Слайд 7)
— Для какой цели мы отправились в это путешествие?
— Как и от чего нужно обезопасить свой компьютер или другое устройство с выходом в интернет?
— Что нужно знать, чтобы избежать травли в интернете?
Учитель: Вот и подошло наше познавательное путешествие к концу. Интернет – необходимое и полезное изобретение человечества, он подобен магическим предметам из любимых сказок: волшебному зеркалу (помогает нам увидеть и узнать всё на свете), волшебному клубочку (укажет дорогу, куда бы ты не отправился). Но добро и зло идут под руку. Поэтому и у Интернета есть свои темные стороны: вредоносные программы и опасные люди. Защищайте свои персональные компьютеры и устройства с помощью антивирусных программ, будьте бдительны и следите за своим кругом общения. Оставайтесь вежливыми в киберпространстве. И тогда у вашей сказки всегда будет счастливый конец!