Перспективы развития мобильного банкинга в России
Мобильный банкинг – это технология, предоставляющая клиенту банка возможность управления собственным банковским счетом посредством планшетного компьютера или мобильного телефона.
Для использования мобильного банкинга нужно просто установить на свое устройство соответствующее специальное приложение.
Как правило, для осуществления банковских операций необходим функционирующий интернет-канал, например, мобильный интернет или WI-FI, однако, иногда подобные операции могут быть выполнены посредством отправки SMS-сообщений. Стоит отметить, что на ранних этапах развития интернет-банкинга, т.е. до того момента как смартфоны стали популярны, именно SMS—банкинг называли мобильным-банкингом.
На сегодняшний день приложения для мобильного банкинга – это приложения для интернет-банкинга с ограниченным функционалом, которые максимально адаптированы под небольшие экраны смартфонов и под операционные системы, на базе которых работают эти устройства.
Перспективы развития мобильного банкинга
В течение последнего десятилетия крупные банковские структуры разрабатывают и внедряют различного рода банковские приложения, которые базируются на концепции ежедневного банкинга. В рамках данного подхода финансовое приложение в обязательном порядке выполняет функции платежей, переводов денежных средств, контроля долгов и комиссий, управления финансовыми ресурсами и отслеживания их движения, предлагает удобную настройку и информирует о новых банковских услугах и продуктах.
В основном в финансовых приложениях функционируют так называемые автоматизированные чаты, посредством которых клиент может в любой момент времени получить ответы на самые популярные вопросы.
Банковские структуры и финансовые учреждения в значительной степени упрощают онлайн-сервисы, стараются сделать их понятными даже для самых непродвинутых пользователей. Таким образом, финансовые компании используют пользовательский опыт и на постоянной основе совершенствуют интерфейс приложений, снижают число пользовательских шагов для решения той или иной клиентской задачи.
Стоит отметить, что у большого числа приложений существует возможность автоматизировать операции, которые клиент повторяет с некоторой периодичностью.
Помимо этого, в финансовых приложениях внедрены современные возможности защиты персональных сведений, а также их удаления, например, если клиент решил отказаться от услуг банка.
Особенно популярной тенденцией на сегодняшний день является тестирование удаленной идентификация клиентов по биометрии, внедрение цифровых офисов, которые представляют собой дополнительный функционал, расширяющий в значительной мере ежедневный банкинг и экономящий время клиента. Посредством цифрового офиса пользователи имеют возможность управлять собственными финансовыми ресурсами и приобретать банковские продукты и услуги.
Активное внедрение банковских цифровых офисов пришлось на 2019 год, таким образом, приложения сформировали прочную базу для развития цифрового офиса. Наиболее крупные финансовые учреждения и банковские структуры рейтинга добавили в свои приложения страховые и инвестиционные услуги.
Банки в рамках мобильного банкинга также внедрили возможность оформления кредитов, займов и ипотеки, приобретения страховки и инвестиций в режиме онлайн. С помощью мобильного приложения клиенты банка могут изменить условия продукта, персональные сведения, а также отключить ненужные услуги. Клиентам больше не обязательно обращаться в филиал финансового учреждения за справками, они могут самостоятельно получить документы в приложении или заказать доставку карты домой.
Активно внедряются чат-боты, которые на 70% уже заменили привычных консультантов. Бот может рассказать о банковских услугах и продуктах, поможет отправить заявку на кредит и т.д.
Крупные финансовые учреждения на сегодняшний день развивают не только традиционные финансовые продукты. Они стараются трансформировать сервисы в экосистемы, посредством которых клиенты могут открывать банковские счета, осуществлять переводы денежных средств, оплачивать налоги и штрафы, а также приобретать товары и услуги.
Подобные системы уже создали Сбербанк, «Тинькофф Банк» и ВТБ. Такие экосистемы включают сервисы банковской структуры и его партнеров, помогающим клиентам в бизнесе и жизни. Например, «Тинькофф Банк» запустил уже сервисы для инвестирования, бизнеса, оплаты штрафов и налогов. Среди приложений Сбербанка можно выделитьприложение «ДомКлик», которое используется для приобретения объектов недвижимости, онлайн-оператора мобильной связи «СберМобайл», маркетплейс «Беру», онлайн платформу для просмотров фильмов и сериалов Okko и т.д. ВТБ вслед за конкурентами занимается расширением списка приложений, среди которых «Мой умный город» с возможностью оплаты городских сервисов, «Парковки Москвы», «Мой проездной» и т.д.
Как было отмечено раннее, на сегодняшний день в рамках мобильного банкинга уже внедрены различного рода маркетплейсы, в которых можно взять кредит или займ, заказать кредитную или дебетовую карты, оформить различные подписки на развлекательные системы, забронировать место в ресторанах и т.д.
Разработка и внедрение суперприложения, где пользователь проводит большую часть времени, является достаточно трудной и амбициозной задачей. Этим занимаются не только банки, но и социальные сети, мессенджеры и другие популярные сервисы. Реализовать идею удалось на сегодняшний день только китайскому приложению WeChat, который объединил в одной системе огромное количество функций, в т.ч. и перевод денежных средств. Будущее покажет, удастся ли отечественным разработчикам создать нечто похожее.
Банковские структуры и финансовые учреждения достаточно далеко продвинулись в развитии приложений. Однако, наряду с внедрение подобных систем в значительной мере увеличилось число утечек данных клиентов, в основном по вине собственных сотрудников или партнеров.