Обслуживание компьютерных сетей
Прежде чем говорить об основах и правилах обслуживания компьютерных сетей, дадим определение понятию “компьютерная сеть”.
Так, компьютерная сеть (Computer Network) – это совокупность множества (двух и более) компьютеров, которые соединены между собой линиями связи, а работа их происходит под управлением специального программного обеспечения. Линия связи в данном понимании — совокупность определенных технических устройств, и физической среды, которые обеспечивают трансформацию и передачу сигналов от передатчика к приемнику.
Если рассматривать реальные примеры, то таковыми могут служить участки кабеля и усилители, которые обеспечивают прямую передачу сигналов между коммутаторами телефонной сети. Именно на основе линий связи и построены каналы связи. Каналом связи принято считать такую систему технических устройств и линий связных коммуникаций, которые обеспечивают непосредственную передачу информации между абонентами.
Также стоит отличать понятия «канал» и «линия», значение которых в сфере информационной технологии напрямую зависит от метода применения. Таким образом, канал связи — основа, которая может включать в себя несколько разнородных линий связи. В свою очередь одна линия связи может использоваться несколькими каналами.
Обслуживание компьютерных сетей
Рисунок 1. Обслуживание компьютерной техники. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Одним из основных и ключевых условий для обеспечения бесперебойной и эффективной работы предприятия является грамотное и современное обслуживание компьютерной техники. Ведь вне зависимости от того, в какой области специализируется фирма, какую бизнес-модель использует или какую продукцию/услуги предоставляет, руководству все равно приходится обеспечивать качественную поддержку работоспособности компьютерных сетей. И от того, каким путем осуществляется это обслуживание, зависят два фактора:
- насколько качественной и продуктивной будет работа их штата;
- сколько будут составлять расходы на обслуживание сетей.
Первый и второй пункты сопоставлять нельзя, ведь компания в любом случае стремится снизить расходы, однако в данном ключе это может негативным образом отразиться на компьютерных сетях.
Ремонт и обслуживание компьютеров можно производить и собственными силами, и нанимая услуги соответствующих специалистов. Однако в случае, если на предприятии много компьютерной техники, то осуществить ремонт или просто регулярный осмотр и обновление довольно-таки сложно. Поэтому в таких случаях представители компаний обращаются за помощью к специалистам, которые оказывают услуги по обслуживанию компьютеров. Обращаться к подобным специалистам куда более выгодно с точки зрения ведения бизнеса и контроля расходов, нежели создание и содержания собственного штата по обслуживанию компьютеров на балансе фирмы.
Если говорить о непосредственном процессе обслуживания компьютерных сетей, то такое явление с практической точки зрения разделяют на две части:
- проведение запланированных регламентных (профилактических) работ по обслуживанию компьютерных аппаратов и серверов;
- помощь пользователям в устранении проблем в работе с ПК.
Отметим, что проведение регламентных работ и оптимизированная поддержка не являются заметной для компании-заказчика. Но осуществлять регулярное обслуживание серверов в профилактических целях очень важно, ведь такие меры позволяют предотвратить резкий выход из строя оборудования, засорение серверов, определяют наличие скрытых вирусов.
В сфере обслуживания компьютеров и серверов важную позицию занимают также регламентные работы. При их проведении мастер и владелец сетей может контролировать до двадцати параметров функциональных систем.
Наиболее основными являются следующие позиции:
- мониторинг состояния журналов безопасности;
- мониторинг состояние системных журналов;
- контроль засорения и наличия доступного пространства на дисках;
- бесперебойное наблюдение за системными ресурсами данного сервера;
- обязательный и систематический контроль над обновлением антивирусных составляющих на рабочих станциях и серверах;
- своевременная установка обновлений как на сервера, так и на рабочие компьютеры вашей сети.
При выборе компании, которая будет осуществлять обслуживание компьютерных сетей, важно учитывать следующие характеристики исполнителей:
- насколько профессионально они владеют знаниями о принципах и механизмах работы сетей, серверных систем;
- способность к адекватному взаимодействию и налаживанию коммуникаций;
- способность грамотно выстраивать рабочий процесс;
- скорость реагирования на ваше обращение;
- общий образ построения работы с клиентом.
Зачем необходимо осуществлять обслуживание компьютерных сетей
Компьютерная сеть в компании или на предприятии — часть сложной инфраструктуры, от работы которой зависит весь процесс функционирования; на сеть регулярно воспроизводятся большие нагрузки, поэтому каждому адекватному руководителю и пользователю важно заботиться о проверках и поддержке полноценной работы компьютерных сетей.
Прежде всего сеть состоит из системы кабелей и программного обеспечения, которое в синхронной связи между собой отвечают за такие процессы:
- маршрутизацию;
- передачу данных;
- организацию доступа;
- все прямые и побочные сетевые задачи;
- поддержка всех подключенных устройств (сетевых принтеров, сканеров, другой оргтехники).
В обслуживание вычислительной техники и компьютерной периферии для полноценного поддержания работоспособности ПО и всех связанных устройств входят следующие мероприятия:
- Первичный сбор информации о состоянии сети.
- Анализ состояния ПО и серверов.
- Мониторинг изменений в функционировании сетевой инфраструктуры.
- Меры по оптимизации и модернизации работы компьютерных сетей.
- Своевременный ремонт оборудования.
- Профилактические работы.
- Настройка средств управления сетью.
- Установка драйверов и их обновление.
- Настройка доступа к Интернету.
- Организация каналов связи между удаленными офисами данного предприятия-заказчика.
- Оценка производительности компьютерной сети.
- Нагрузочное тестирование.
- Определение конфигурации дополнительного оборудования.
Работы по обслуживанию сетей можно выполнять непосредственно на объекте или же в режиме удаленного пользования. Однако при проведении монтажных работ, подключении и первой настройке оборудования нужно личное присутствие мастеров.
3. Техническое обслуживание локальной вычислительной сети
В настоящем регламенте технического обслуживания средств вычислительной техники излагаются порядок и правила выполнения работ по техническому обслуживанию средств вычислительной техники. Требования регламента обязательны для всех организаций, производящих техническое обслуживание средств вычислительной техники.
При выполнении технического обслуживания должны дополнительно использоваться эксплуатационные документы на изделия, входящие в состав средств вычислительной техники.
Техническое обслуживание средств вычислительной техники направлено на обеспечение постоянной готовности оборудования к использованию по прямому назначению и предотвращение преждевременного выхода его из строя.
В состав технического обслуживания средств вычислительной техники входят следующие виды работ:
консультации специалистов заказчика по всем вопросам эксплуатации средств вычислительной техники и системного программного обеспечения;
установка средств вычислительной техники и включение их в работу на рабочих местах заказчика;
передача неисправной техники, находящейся на гарантийном обслуживании, в гарантийный ремонт, получение ее из ремонта и установка на рабочих местах заказчика;
техническое обслуживание по вызову заказчика для оперативного восстановления работоспособности средств вычислительной техники;
ремонт средств вычислительной техники в лабораторных условиях;
плановое месячное техническое обслуживание средств вычислительной техники.
Минимальная периодичность проведения технического обслуживания средств вычислительной техники — один раз в месяц. Срок проведения очередных работ определяется с учетом обслуживания по срочным вызовам пользователя, если это обслуживание включало работы, входящие в состав планового месячного технического обслуживания. В случае выявления дефектов оборудования, которые не могут быть устранены на площадке пользователя, оно (с согласия материально — ответственного лица пользователя) должно быть изъято для ремонта в лабораторных условиях.
Комплектующие и расходные материалы, необходимые для выполнения технического обслуживания средств вычислительной техники, предоставляются заказчиком, и их стоимость не входит в стоимость работ по техническому обслуживанию средств вычислительной техники.
Если в процессе проведения технического обслуживания средств вычислительной техники выявляются факты нарушения правил технической эксплуатации оборудования или правил техники безопасности пользователем, персонал, производящий техническое обслуживание, должен принять соответствующие меры к их немедленному устранению и недопущению впредь, и в установленном порядке проинформировать об этом заказчика.
Техническое обслуживание персонального компьютера:
проверка работоспособности устройств на тестах в ускоренном режиме;
техническая профилактика (чистка и тестирование);
проведение дефрагментации накопителей на жестких магнитных дисках;
полная проверка дисковой памяти на наличие вирусов;
очистка от пыли и грязи внутренних объемов ПЭВМ с разборкой, экранов видеомониторов, печатающих головок матричных и струйных принтеров.
Техническое обслуживание принтера:
проверка работоспособности на тестах;
чистка, смазка, настройка (при необходимости);
замена картриджа, тонера (при необходимости).
Техническое обслуживание сканера:
проверка работоспособности на тестах;
чистка, смазка, настройка (при необходимости).
Сетевое администрирование сервера:
инсталляция и настройка операционной системы;
настройка и проверка прав доступа;
установка антивирусных программ и антивирусное сканирование;
восстановление работоспособности при возникновении нештатных ситуаций.
Администрирование локальных вычислительных сетей:
настройка конфигурации активного оборудования и при необходимости ее изменение;
контроль работоспособности активного оборудования программными средствами;
устранение нештатных ситуаций при работе активного оборудования.
Техническое обслуживание структурированной кабельной системы:
контроль работоспособности сегментов кабельной системы;
устранение выявленных дефектов.
Техническое обслуживание копировального аппарата:
проверка работоспособности на тестах;
профилактика узла ксерографии;
чистка пылесосом тракта подачи транспортировки;
диагностика внутренними программными тестами;
Полугодовое обслуживание включает и ежемесячное обслуживание, а также следующие работы:
очистка от пыли внутренних объемов блоков питания;
очистка от пыли источников бесперебойного питания с последующим их тестированием;
очистка от пыли экранов видеомониторов;
регулировка и настройка, смазка вентиляторов.
Текущий ремонт и обслуживание включает в себя ежемесячное и полугодовое обслуживание, а также следующие работы:
проведение диагностики и локализация неисправных устройств;
заправка печатающих и копировальных устройств расходными материалами Заказчика.
Моделирование работы локальной вычислительной сети
Для моделирования работы локальной вычислительной сети была использована программа Cisco Packet Tracer 6.
Проверка работы локальной вычислительной сети изображена на рисунке 28.
Схема модели локальной вычислительной сети изображена на рисунке 5.
Результаты запросов команды ping изображены в таблице 11.
Таблица 11 — Результаты запросов ping