- Это легально? Как магазины собирают данные с помощью WiFi-сенсора
- Что такое WiFi-аналитика
- Упускаете лиды?
- Как работает технология
- Способ первый. Закупка сегментированной аудитории
- Настройка сегмента в Яндекс.Аудиториях
- Настройка сегмента в myTarget
- Способ второй. Самостоятельный сбор данных
- Примеры отчётов
- Что выбрать: PVL от Яндекс.Метрики или WiFi-аналитика?
- Кейс
- Таргетинг по WiFi-сенсору — эффективный инструмент для офлайн-бизнеса
- Wi-Fi-радар: как нас выслеживают, чтобы замучить рекламой
- Что такое Wi-Fi-радар
- Зачем это нужно
- Можно ли избежать слежки?
- Законно ли это?
Это легально? Как магазины собирают данные с помощью WiFi-сенсора
Первое, что представляют себе люди при упоминании WiFi-сенсора, — слежка и воровство персональных данных.
На самом деле это не шпионская разработка. WiFi-аналитика — инструмент связки онлайна и офлайна. Никаких личных данных маркетологи не получают. Так почему на смартфон начинают сыпаться рекламные предложения из мест, где вы недавно побывали?
Что такое WiFi-аналитика
Это инструмент для сбора офлайн-аудитории и отслеживания эффективности рекламных кампаний. Рекламодатель сможет увидеть посетителей магазина или мероприятия, а также аудиторию конкурентов с помощью WiFi-сенсора, установленного в магазине.
Упускаете лиды?
Уже сегодня ваш трафик может стать в разы полезнее — при малых затратах по сравнению с «большой» рекламной кампанией. Ведь в идеале вы хотите работать со всеми, кто вообще интересовался продуктом. А так можно было? Теперь можно →
- проанализировать эффективность: маркетинг, торговый персонал, реклама, BTL, мерчендайзинг;
- составить портрет аудитории;
- сформировать отчёты об эффективности мероприятий;
- обогатить программы лояльности;
- таргетироваться на офлайн-аудиторию;
- измерить эффективность наружной рекламы;
- измерить эффективность онлайн-рекламы.
Производить действия возможно на рекламных площадках myTarget и Яндекс.
Как работает технология
1. Пользователь со смартфоном проходит в зоне работы устройства. WiFi на смартфоне должен быть включен.
2. Телефон автоматически (в широковещательном диапазоне) обменивается технической информацией с WiFi-сенсором и передаёт свой МАС-адрес. WiFi-сенсор не создаёт WiFi-сети, так что подключения не требуется.
3. МAC-адрес хешируется и в зашифрованном виде отправляется на сервера провайдера данных.
МАС-адрес — это уникальный идентификатор устройства с WiFi-модулем.
Для его получения не нужно подключаться к сети или скачивать приложение. Мобильный телефон находит точку доступа (пассивный сенсор) и посылает ему данные. Роутер в ответ отправляет свою техническую информацию. Соединения в этот момент никакого не происходит. Они друг с другом «подружились» и разошлись.
Важно. Все данные поступают в обезличенном и агрегированном виде. Никакие персональные данные не передаются.
По данным «НПО Аналитика», провайдера данных от системы WiFi-аналитики, 60% москвичей не выключают WiFi на телефоне. Это огромная аудитория, которую можно сегментировать и таргетироваться на неё.
- ритейл;
- ТРЦ;
- рестораны и кафе;
- дилерские центры;
- производители;
- банки;
- ecommerce;
- реклама.
Получить данные можно двумя способами.
- Закупить сегментированные аудитории у сети крупных ритейлеров.
- Самостоятельно собрать аудитории с помощью WiFi-сенсора.
Способ первый. Закупка сегментированной аудитории
Какую обезличенную информацию о ком можно закупить.
- О посетителях торговых центров.
- О посетителях, которые проходят мимо магазинов нужной тематики (например, 3–4 раза в неделю).
- О покупателях определённых товаров в супермаркете.
- Купить сегмент Яндекс Аудиторий и показывать рекламу в Яндекс.Дисплее.
- Выбрать сегмент в myTarget и использовать в любых рекламных материалах.
Стоимость складывается из базового СРМ площадки и стоимость сегмента от поставщика.
Если нужного сегмента в наборе аудиторий Яндекс.Дисплея и MyTarget нет — его можно заказать индивидуально и запросить у провайдера данных. Стоимость рекламы собранной аудитории будет стоить 20% от бюджета рекламной кампании без НДС.
Если ваш бюджет на рекламную кампанию составляет 1 000 000 рублей, за рекламу по собранной аудитории вы заплатите 200 000 рублей. Вы платите за показ рекламы точечно тем, кого вы сегментировали под себя. Вы знаете, что именно этой аудитории нравится ваш продукт, ваш магазин. Поставщик данных выставляет дополнительный фиксированный СРМ. Поэтому, получается недёшево.
Настройка сегмента в Яндекс.Аудиториях
2. Выбираем нужного провайдера данных.
3. Выбираем сегмент аудитории, кому хотим показывать рекламу.
4. На слайде видим, что стоимость этой аудитории за тысячу показов составляет 27,5 рублей. Охват— более 79 тысяч.
Важно помнить, что у Яндекс.Дисплея есть своя стоимость за тысячу показов (например, 100 рублей). Итоговый СРМ будет составлять сумму двух показателей —127,5 рублей за 1000 показов вашей рекламы именно этой аудитории.
Настройка сегмента в myTarget
1. В настройках аудитории выбираем внешние сегменты.
2. Выбираем нужную аудиторию.
3. Считаем стоимость за СРМ и охват.
Способ второй. Самостоятельный сбор данных
В магазин ставится сенсор. Он собирает всех, кто заходил в магазин, либо проходил мимо.
Или можно заказать мобильный комплект.
Где использовать мобильный сенсор решает только заказчик. К примеру, брать его с собой для сбора аудитории на выездном мероприятии или в магазине конкурентов.
При самостоятельном сборе сегмент «Аудитории по запросу» выгружается через подрядчика.
Примеры отчётов
Пример отчёта для ритейла.
Так выглядит отчёт для магазина бытовой техники и электроники, где стоит сенсор.
Всё помещение разделено на зоны: стиральные машины, холодильники, мелкая бытовая техника и так далее.
Мы видим путь пользователя, как он переходил от одной зоны к другой. Можно таргетироваться на пользователей, посещающих определённую зону.
Теперь рассмотрим отчёт для ТРЦ. Составляется на основе данных по перемещению пользователя по торговому центру. Мы видим, из каких магазинов клиенты приходят в ваш магазин, и выдвигаем гипотезу, что этим людям может быть интересен наш продукт, то есть их можно включить в аудиторию для ретаргетинга. Информация об этом имеется на стороне ТРЦ.
Что выбрать: PVL от Яндекс.Метрики или WiFi-аналитика?
Метрика даёт возможность выбрать аудиторию, которая была в том или ином сегменте в определённом радиусе. Но если мы говорим о ТЦ, то этот радиус проходит сквозь все этажи торгового центра. Поэтому PVL не обладает необходимой точностью для ретаргетинга и измерения эффективности онлайн-рекламы.
В случае с WiFi-сенсором таргетирование направлено на посетителей конкретного магазина.
С помощью провайдера WiFi-аналитики также можно узнать эффективность рекламной кампании. Сколько из видевших объявление в интернете затем физически дошли до магазина.
Кейс
К сожалению, не можем озвучить названия, но расскажем механику. Крупная сеть розничных магазинов косметики запустила рекламную кампанию в Яндекс.Дисплее и MyTarget.
Таргетинг: постоянные посетители 43 торговых центров в Москве и Санкт-Петербурге, где есть магазины сети.
Результаты: конверсия из онлайна в офлайн в 7,5 раз выше CTR.
То есть конверсия посетителей, которые видели рекламную кампанию и пришли в магазины, в 7,5 раз выше тех, кто увидел объявление и кликнул по нему.
Capture Rate (заходимость в магазин) видевших рекламу в 4 раза выше, чем Capture Rate обычных посетителей ТЦ.
Таргетинг по WiFi-сенсору — эффективный инструмент для офлайн-бизнеса
Инструмент сможет решить сразу несколько сложных задач бизнеса. Проверить эффективность онлайн-кампаний, направленных на привлечение посетителей в офлайн-точки. «Догнать» покупателей в интернете, которые были у вас в офлайн-магазине.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.
Wi-Fi-радар: как нас выслеживают, чтобы замучить рекламой
Если вы получаете выгодное предложение со скидкой на товар, только зайдя в магазин, знайте, что вы стали «жертвой» Wi-Fi-радара. Рассказываем, как это работает.
Замечали ли вы, что, однажды пройдя мимо ничем непримечательной кофейни или торгового центра, вы начинаете часто видеть ее рекламу на сайтах и в социальных сетях? Думаете, это совпадение? Нет, именно так работает Wi-Fi-радар — очередная задумка маркетологов, призванная привлечь ваше внимание с минимумом затрат для бизнеса.
Что такое Wi-Fi-радар
Если кратко, Wi-Fi-радар — это обычный роутер с не совсем обычной прошивкой. Все дело в том, что при включенном Wi-Fi ваш смартфон, планшет или ноутбук постоянно ищет новые или уже известные точки доступа для подключения к ним. А Wi-Fi-радар выполняет роль такой точки доступа, улавливает запрос мобильного устройства и определяет его MAC-адрес.
Обычные роутеры не хранят все MAC-адреса обращающихся к ним устройств, но Wi-Fi-радар действует иначе. Он их сохраняет и передает на сервер для последующей обработки. На этом этапе отсеиваются маки смарт-часов, навигаторов и другой техники, заведомо бесполезной для маркетинга. Здесь же может идти фильтрация по количеству обращений к роутеру с одного MAC-адреса (иными словами, определяется то, сколько раз конкретный человек проходил мимо заведения). При этом сбор данных происходит в зоне действия роутера и обычно ограничивается 50-60 метрами.
Зачем это нужно
Таким образом, Wi-Fi-радар собирает целевую аудиторию пользователей, которая может использоваться для разных целей. Самая простая и безобидная из них — банальный анализ трафика рядом с заведением или анализ конверсии онлайн-рекламы в визиты в кафе, ресторан или торговый цент.
Однако чаще всего такие базы используются для показа таргетинговой рекламы. Ведь согласитесь, показ рекламы кафе людям, которые живут или работают рядом с ним, намного эффективнее отправки рекламы пользователям с противоположного района города. Для этого базы MAC-адресов могут выгружаться в рекламные сети Яндекса, Вконтакте, MyTarget или Одноклассников, и в дальнейшем реклама будет показана только на тех устройствах, которые успели засветиться рядом с заведением. Ну а эффективность такой рекламы, соответственно, многократно вырастет.
Некоторые рекламодатели идут еще дальше и связывают Wi-Fi-радар с картами лояльности или посещением каких-то мероприятий. Представьте, например, что вы сходили на выставку загородных домов, а уже вечером получили «выгодные предложения».
Можно ли избежать слежки?
Да, можно. Достаточно лишь зайти в настройки смартфона и отключить Wi-Fi или использовать сценарии автоматизации, позволяющие активировать его только, если телефон находится в определенном месте. Подобная функция, например, есть у Samsung, и вы можете почитать о ней в нашей статье.
Более того, в теории и Apple, и Google уже давно позаботились о том, чтобы мобильные устройства не выдавали свои реальные MAC-адреса всем подряд. Проблема в том, что это ограничение уже давно успели обойти. Если телефон подключится к известной Wi-Fi сети, он все равно начинает отправлять свой реальный MAC-адрес всем устройствам вокруг, включая и пресловутые Wi-Fi-радары. Да и сами Wi-Fi-радары могут быть настроены так, чтобы представляться MT Free, FreeWiFi или другой популярной публичной сетью. А в этом случае телефон сам с радостью поделится с ним всей нужной информацией.
Законно ли это?
MAC-адреса не относятся к персональным данным, и их сбор, обработка и использование никак не нарушают действующих законов. Поэтому использование Wi-Fi-радаров легально и не нуждается ни в каких дополнительных разрешениях. Да и саму услугу Wi-Fi-радаров предоставляют многие крупные интернет-провайдеры, а ее стоимость совсем невелика и обычно ограничивается стоимостью роутера и ежемесячной абонентской платой в пределах 2-3 тысяч рублей.
Читайте также