- 6.Секторный метод расчета сетевых моделей.
- 9. Проектирование временных дорог. Проектирование врем. Зданий и сооружений.
- Секторный метод расчета параметров сетевой модели
- Графический метод расчета параметров сетевого графика
- 3.3 Расчет сетевого графика секторным методом
- 3.4. Оптимизация сетевого графика и привязка к календарю
6.Секторный метод расчета сетевых моделей.
Расчёт ведётся по простейшим формулам, а за расчёт схему условно приним сеть из 4-ёх соб., с буквенными обозначениями и 3-х работ, заключённых м/у ними.
Событие дел. на 4 сектора:
- № события согласно схемы кодирования
- ранний срок свершения ш-го события или ранне начало всех работ, выход. из данного соб-я или раннее окончание всех работ, вход. в данное соб. Раннее начало рассчит. идя от нач-го соб-я к заверш-му. Ранний срок нач. события, если не задано иначе =0. Ранний срок всех послед. соб = максимальной из сумм ранних сроков предшеств. соб. и прод-тей вход. в данное событие работ.
- поздний срок сверш-я i-го события или позднее начало всех работ, выход. из данного соб-я или позднее окончание всех работ, вход. в данное соб. Поздний срок свершения рассчит. идя от заверш-го события к нач-му. Поздний срок нач. события, если не задано иначе = раннему. Поздний срок каждого предшеств-го соб-я = мин. из разностей поздних сроков послед-их соб и прод-тей, выход. из данного соб-я работ.
- ставится № предшеств. соб-я, ч/з кот. проходит путь макс. прод-ти. Одновременно с расчётом ранних сроков свершения соб. заполн. 4-й сектор, № ставится предшеств. соб-я ч/з кот. пришли к данному.
9. Проектирование временных дорог. Проектирование врем. Зданий и сооружений.
После привязки грузоподъем. кранов, размещ-я складов мат-лов, констр-ий и изд-й разрабат-ся схема движ-я автотр-та и располож-я дорог в плане. Она д. обеспечивать подъезд в зону действия монтаж. и погруз.-разгрузочных мех-мов, складам, мастерским, быт. помещ-ям. При этом предусматр-ся max-ное использ-е сущ-щих и проектир-ых дорог. Внутриплощ-ные дороги проектир-ся кольцевыми и имеющими не < 2 въездов (выездов). При стесненных усл-ях стройпл-ки, когда возможен только тупиковый проезд, предусматр-ся устр-во разъездных и разворотных площадок. При трассировке дорог соблюдаются min-ные расстояния: м/у дорогой и складской пл-кой - 0,5-1,0 м; м/у дорогой и подкран-ми путями - 6.5-12,5 м (это расст-е приним-ся исходя из вел-ны вылета стрелы крана и рацион-го взаим. размещ-я крана - склада - дороги); м/у дорогой и забором, огражд-им стройпл-ку, - не менее 1,5 м. По пр-лам противопожар. безоп-сти на пл-ке вокруг строящ-ся объекта д.б. круговой проезд тр-та шир-ой не < 6,0 м. Расст-е от пожарн. проезда до строящ-ся зд-я д.б. не >25 м и не < 5 м. Недопустимо размещ-е времен. дорог над подземн. сетями и в непоср-ной близости к пролож-ым подзем. коммун-ям, т.к. это ведет к засыпке и деформации дороги. На СГП д.б. отмечены соотв-щими услов-ми знаками въезды (выезды) тр-та, направл-е движ-я, развороты, стоянки при разгрузке автотр-та, привязочные размеры дорог. Автодороги с двустор. движ-ем тр-та д. иметь ширину 6,0 м, а с одностор. движ-ем - 3,5 м. Мin-ный радиус закругл-я на поворотах дорог R = 12 м. Времен-е зд-я - надземные подсобно-вспомогательные и обслуж-щие объекты, необходимые для обеспеч-я пр-ва СМР. Расчет временных зданий. Потребность стр-ва во времен. зд-ях служеб., обществ-го и санит-го назнач-я производ-ся исходя из max-ной числ-сти работ-их в наиболее многочисл-ю смену, соотн-ний категорий работ-их и норматив. пок-лей площадей. max-ная числ-сть работ-их (рабочих) берется из гр. движ-я раб. Расчет треб-мых площадей времен. зд-ий различ-го назнач-я (за искл. складов) выполн-ся по ф-ле: Sтр= Sн*N,где N – кол-во работ-их (или их отдельных категорий), чел.; Sн – нормативн. пок-ль площади зд-ий, м2/чел. Eсли времен. зд-я занимают малые пл-ди, то их можно совмещать др. с др. (напр., умыв-ные с гард-бом; умыв-ные с душем; гардероб-е с душем; гардероб-е с сушилкой). Администр-ные зд-я - конторы, диспетчерские, и зд-я сан.-быт-го назнач-я - гардеробные, душевые, помещения для сушки одежды и обуви т.п. располаг-ся вне опасных зон действия мех-мов и тр-та вблизи входов на стройпл-ку Эти помещ-я размещают на расст-ии не < 50 м и с наветренной стор. господств-их ветров по отнош-ю к установкам, выдел-им пыль, вредные газы. Гардероб-е, душ-е, умыв-ные, помещ-я для сушки одежды, столовые д. наход-ся от раб. мест не далее 500 м (оптим-ое расст-ие 100 м). Санузлы размещ-ся с учетом розы ветров. Оптим-е расст-е от туалетов до раб. мест около 50 м. В соотв-вии с нормами мед. обслуж-я при кол-ве работ-их 300 - 800 чел. орг-зуют фельдш-кий пункт,а при числе труд-ся 800 - 2000 чел. – врачеб.пункт. На СГП д.б. показаны: габариты помещений, привязка в плане, подключ-е их к коммуникациям (канализация, водоснабж-е, эл.снабж-е), обеспеч-сть подходов и подъездов.
Секторный метод расчета параметров сетевой модели
Ранний срок наступления события (Тр.i) – это срок, необходимый для выполнения всех работ, предшествующих данному событию. Он равен наибольшей продолжительности из предшествующих событию путей:
.
Расчет ранних сроков свершения событий ведется слева направо, начиная с исходного события, и заканчивается завершающим событием. Ранний срок свершения исходного события принимается равным нулю (Тр.i = 0). Ранний срок свершения j-го события определяется прибавлением продолжительности работы, ведущей к j-му событию, к раннему сроку предшествующего ему i-го события (Тр.i+ti—j) (при условии, если в j-е событие входит одна работа). Если j-му событию предшествуют несколько работ, то находятся величины ранних сроков выполнения каждой из этих работ, из них выбирается максимальная по абсолютной величине и записывается в левом секторе события. Например, к событию 7 ведут два пути: Тр5-7 = 12+6=18; Тр6-7 = 19+8=27. Выбирается максимальное значение (27) и записывается в левом секторе события 7. Таким образом расчет ведется до завершающего события.
Поздний срок свершения события (Тп.i) – это срок, превышение которого вызовет соответствующую задержку свершения завершающего события. Он определяется как разность между продолжительностью критического пути и наибольшей из продолжительностей путей, следующих за событием «i» до завершающего:
.
Расчет поздних сроков свершения события ведется справа налево, начиная с завершающего события и заканчивается исходным. Поздний срок свершения завершающего события принимается равным раннему сроку свершения этого события (Трj = Тnj). Например, Тр9 = Тn9 = 36. Это значение записывается в правом секторе события.
Наиболее поздний срок свершения i-го события определяется как разность между значением срока свершения последнего j-го события, записанным в правом секторе, и продолжительностью работы, ведущей от i-го события к j-му (Тni = Tnj – ti—j). Это значение записывается в правом секторе i-го события (если из i-го события выходит одна работа). Если из i-го события выходит несколько работ, то выбирается минимальное значение и записывается в правом секторе i-го события, это и будет поздним сроком свершения i-го события. Для событий, лежащих на критическом пути Тр.i =Тп.i.
Во всех случаях, когда в сети имеется несколько путей от исходного до завершающего события, некритические пути располагают резервами времени. Резерв «i» пути определяется как разность длительности критического пути (Lкр) и длиной этого пути (Li) по формуле
Резерв времени пути показывает, насколько можно задержать выполнение работ, лежащих на этом пути, без ущерба выполнения всего комплекса. Чем короче путь, тем большим резервом времени он обладает.
Резерв времени события определяется как разность между поздним и ранним сроком свершения события: Ri=Tп.i-Tp.i.
Полный резерв времени работы Ri—j – это максимальное количества времени, на которое можно увеличить продолжительность данной работы, не изменяя продолжительности критического пути: Ri—j=Tп.j-Tp.i-ti—j
Если полный резерв времени работы использовать частично или целиком, то соответственно уменьшится резерв времени всех остальных работ, лежащих на этом пути. Чтобы избежать этого, необходимо использовать свободный резерв времени работы: ri—j=T.p.j—Tp.i—ti—j.
Это максимальное количество времени, на которое можно увеличить продолжительность работы или отсрочить ее начало, не изменяя при этом ранних сроков начала последующих работ при условии, что начальное событие этой работы наступило в свой ранний срок.
Второй метод расчета параметров сетевого графика табличный, который предусматривает расчет следующих параметров: раннее начало работы (Тр.i.); позднее начало работы (Tnj); раннее окончание работы (Tp.i+ti—j); позднее окончание работы (Tnj—ti—j).
Расчет параметров работ сетевого графика
Продолжительность работы, ti-j
Ранее окончание работы, Tpi+ti-j
Позднее начало работы, Tnj
Графический метод расчета параметров сетевого графика
Рассчитать параметры сетевой модели графическим (секторным) методом можно через калькулятор.
Помимо него существуют следующие способы расчета: табличный метод, метод потенциалов.
Пример . Определим параметры для событий и критический путь на графике. На практике получил широкое распространение четырехсекторный способ расчета ранних и поздних сроков свершения событий. При этом способе кружок сетевого графика, обозначающий событие, делится на четыре сектора (рис. 2, а). В верхнем ставится номер события i, в левом – наиболее раннее из возможных время свершения события tp(i), в правом – наиболее позднее из допустимых время свершения события tп(i), в нижнем – резерв времени данного события R(i).
Рисунок 2 — Графический способ расчета параметров: а) обозначения в вершине графика; б) сетевой график.
Раннее время свершения события tp(i) определяется продолжительностью максимального пути max(t) до (i), предшествующего событию i: tp(i)=max(t) до (i).
Послойно, переходя от исходного события до конечного, определим tp(i). Всегда для начального события tp(1)=0.
Для события 3 (рис., б) – tp(3)=max=5; для события 4 – tp(4)=max=11.
Длина критического пути Lкр=11. Послойно, переходя от конечного события до начального, определим tп(i). Всегда для конечного события tп(4)=t(Lкр)=11. Позднее время свершения события tп(i) определяется временем достаточным для выполнения работ, следующих за этим событием, т.е. зная продолжительность максимального из последующих за событием i путей max(t) после (i) и продолжительность критического пути t(Lкр), можно найти tп(i)= t(Lкр)-max(t) после (i).
Для события 2 – tп(3)=11-max=2.
Для критического пути время раннего свершения события tp(i) равно времени позднего свершения этого события tп(i), т.е. tp(i)= tп(i). Зная ранние и поздние сроки свершения событий сетевого графика, легко выявить резерв времени каждого из них R(i)= tп(i)- tp(i).
Резерв времени события показывает максимально допустимое время, на которое можно отодвинуть момент его свершения, не вызывая увеличения критического пути. События критического пути резерва времени не имеют.
Связь параметров сетевого графика для событий и работ показана в таблице.
Таблица — Расчет параметров работ
Время | Начало i → j Окончание | |
Раннее | tрн(ij)= tp(i) | tро(ij)= tp(i)+tij |
Позднее | tпн(ij)= tп(j)-tij | tпо(ij)= tп(j) |
Резерв времени для работы R(ij) определяется по формуле: R(ij)= tп(j)- tр(i)-tij.
3.3 Расчет сетевого графика секторным методом
Для расчета сетевого графика секторным методом каждое событие его делится на четыре сектора, в которые вносятся следующие данные:
Рис. 8. График выполнения работ наземного цикла
Расчет производится в 5 этапов (см. рис. 9):
I — нумерация событий графика;
II — расчет ранних начал и заполнение левого и нижнего сектора;
III — расчет поздних окончаний и заполнение правого сектора;
IV — расчет общих (полных) резервов времени работ и заполнение левого прямоугольника под каждой работой;
V этап -расчет частных (свободных) резервов времени и заполнение правого прямоугольника под каждой работой.
Для расчета резервов времени используются производные от ранее известных формул. Например (см. рис. 9): общий (полный) резерв времени:
Рис 4.5. Пример ручного расчета сетевого графика секторным методом
3.4. Оптимизация сетевого графика и привязка к календарю
Оптимизация сетевого графика по времени предусматривает сокращение величины критического пути на определенную (заданную) величину дней. Для этого работы, находящиеся на критическом пути (выделенные на рис. 4.3 и подчеркнутые в табл. 6), должны быть выстроены в порядке возрастания цены сокращения. Ценой сокращения (Ц c i,j) считается величина численности работников, приходящихся на один день продолжительности работы сетевого графика, и определяемая по формуле
(7)
Для графика, приведенного на рис. 4.3, цена сокращения работ соответственно равна: Ц с 1-2 = 0,5; Ц с 2-3 = 2; Ц с 3-5 = 0,5; Ц с 5-7 = = 1,5. Следовательно, сокращение продолжительности работ критического пути можно выполнить в следующем порядке: 1-2, 3-5, 5-7, 2-3. Сократить продолжительность критического пути на заданную величину можно за счет одной или нескольких работ с одновременным добавлением численности рабочих до предельного рекомендуемого количества, приведенного по видам работ в табл. 3, исходя из условия, что ti,j * ni,j = const. Например, полученную расчетом величину критического пути сетевого графика, приведенного на рис. 4.3 (Ткр = 31 день), требуется сократить на 6 дней, т.к. продолжительность выполнения данного количества работ установлена 25 дней.
Предпочтение отдаем работе 1-2, но сократить ее можно только на 5 дней, т.к. предельное количество рабочих в бригаде дано 10 человек (12*6=72 чел-дня, 72:10=7,2 дня, 12-7,2=4,8 ~ 5 дней). Еще один день будем снимать с работы 3-5, имеющей такую же цену сокращения, но меньшую по отношению к работе 1-2 расчетную продолжительность (8*4=32 чел-дня, 32:7=4,6 ~ 5 дней). \
После изменения исходных расчетных параметров работ критического пути (см. рис. 4.3 над работами 1-2 и 3-5) величина критического пути будет равна установленной продолжительности (25 дней), но график потребует пересчета.
Таблица 4. Рекомендуемое количество рабочих при определении ритмов работ (состав бригад и звеньев)
Рекомендуемый численный состав бригад и звеньев
Количество звеньев в бригаде (n зв )