Модель технологической подготовки школьников в городской школе Вариант для гимназии.
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему
Модель реализации нового содержания технологической подготовки в условиях средней школы в 5-9 классах разработана на основе примерной рабочей программы авторского коллектива В.М Казакевича, Г.В. Пичугиной, Г.Ю. Семеновой с учётом требований ПООП ООО.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Фёдорова Ольга Михайловна.
Модель технологической подготовки школьников в городской школе Вариант для гимназии.
Особенности образовательной среды
Деление на профили с 9 класса
Углублённое изучение предметов: физика, математика, химия, биология, история, обществознание, русский язык, литература.
Возможность деления класса на подгруппы
5- 8 классы делятся по гендерному признаку на подгруппу мальчиков и подгруппу девочек
Наличие отдельных мастерских
Столярная, слесарная мастерские, мастерские по швейным технологиям и кулинарии.
Информационное обеспечение введения ФГОС
Электронный журнал, сайт для публикации и размещения детских образовательных продуктов, свободный доступ педагогов и детей к ресурсам сети Интернет, ЦОР, доступ в сеть Интернет из любой точки школьного здания в любое время с использованием технологии Wi-Fi. (для учителей)
Оснащённость образовательного процесса компьютерами
ПК учителя, доступ в компьютерный класс, использование сети Интернет в образовательном процессе, использование электронных образовательных ресурсов
Читальный зал, наличие стационарных компьютеров, принтер, сканер, медиатека.
Наличие дополнительного образования в образовательной организации
Центр дополнительного образования.
Детский сад, детский дом, спортивная площадка, бассейн, тир, стадион, парковая зона, волжская набережная, поликлиника, почтовое отделение, отделение милиции, пожарная часть, магазины, швейное ателье, парикмахерская, мастерская по ремонту обуви, пекарня, фитнесцентр
Творческое объединение, МОУ ДОД «Детская музыкальная школа», Дворец творчества, Технологический колледж.
Особенности содержания технологической подготовки школьников
Модель реализации нового содержания технологической подготовки в условиях средней школы в 5-9 классах разработана на основе примерной рабочей программы авторского коллектива В.М Казакевича, Г.В. Пичугиной, Г.Ю. Семеновой с учётом требований ПООП ООО.
Предлагаемая модель рассчитана на преподавание предмета «Технология» в 5–9-х классах. В 5-7-х на изучение предмета «Технология» отводится 2 часа в неделю. В 8-м классе по примерной рабочей программе проводится 1 час в неделю. Темы примерной рабочей программы 9-го класса распределены в 8–м классе. В 9 классе по учебному предмету «Технология» организуется внеурочная деятельность в следующих формах:
-выполнение заданий на самостоятельную работу с информацией, при этом формируется навык самостоятельной учебной работы, для учащегося оказывается, открыта большая номенклатура информационных ресурсов, чем это возможно на уроке, задания индивидуализируются по содержанию в рамках одного способа работы с информацией и общего тематического поля;
— проектная деятельность, при этом индивидуальные решения приводят к тому, что учащиеся работают в разном темпе – они сами составляют планы, нуждаются в различном оборудовании, материалах, информации – в зависимости от выбранного способа деятельности, запланированного продукта, поставленной цели;
-выполнение практических заданий, требующих наблюдения за окружающей действительностью или ее преобразования, на уроке учащийся получает модель наблюдения.
-планомерная, комплексная подготовка к конкурсным мероприятиям, соревнованиям, олимпиадам, выставкам технического творчества,
Внеурочная деятельность позволяет развивать личностные и мета предметные результаты освоения рабочей программы учебного предмета «Технология».
Особенность данного варианта заключается в сохранении временных рамок для освоения базовых разделов по двум направлениям технологической подготовки: «Индустриальные технологии» для мальчиков и «Технологии ведения дома» для девочек от 20 до 28 часов. Для обеспечения достижения предметных результатов ФГОС ООО всеми учащимися данные технологии изучаются в информационно-ознакомительном режиме: девочки знакомятся с технологиями обработки конструкционных материалов, мальчики – с технологиями обработки текстильных материалов в объёме 2-х часов. Для адаптации примерной рабочей программы к условиям образовательной организации изменена последовательность изучения разделов примерной рабочей программы.
В соответствии с Указом Главы РК № 301 от 13.06.2001 г. в содержание программы включены вопросы регионального компонента.
Региональный компонент включает в себя:
5 класс- ознакомление с лесными богатствами Республики Коми, основными породами древесины РК, ознакомление с народными промыслами прикладников, мастеров РК,
металлообрабатывающие предприятия РК, знакомство с системой электроснабжения РК;
6 класс- ознакомление с лесной и деревообрабатывающей промышленностью РК, способами получения пиломатериалов на пилорамах г. Сыктывкара, знакомство с национальным орнаментом, с профессией резчика по дереву, ознакомление с полезными ископаемыми РК (бокситы, металлы)
7 класс- продолжение знакомства с породами древесины РК, знакомство с учебными заведениями по подготовке резчиков по дереву,
8 класс-ознакомление с Жешартским фанерным заводом, с древним искусством народов Коми, значение чистоты обработки металлов в машиностроении (СМЗ), ознакомление с Печорской ГРЭС и Интинской ТЭЦ, ТЭЦ Сыктывкарского ЛПК.
Обучение предмету «Технология» ведут два преподавателя: учитель технологии по направлению «Индустриальные технологии» и учитель технологии по направлению «Технологии ведения дома». Каждый учитель проводит занятия по обозначенной теме с каждой группой отдельно, обмениваясь ими с коллегой.
В тематическом плане для 5-8 классов используются следующие обозначения:
Д — количество часов для девочек
М — количество часов для мальчиков
* — ведёт занятия преподаватель технологий ведения дома
** — ведёт занятия преподаватель индустриальных технологий
— при отсутствии обозначений занятия по темам ведут оба учителя, каждый для своей подгруппы.
Количество часов по классам
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Гармоничное развитие личности учащегося подразумевает воспитание молодого человека, способного эффективно трудиться на современном производстве, умеющего видеть как закономерности, так и перспективы общественного развития. Современный этап развития человечества тесно связан с технологической революцией, охватившей все виды деятельности. Область применения технологии резко расширяется, технологический подход проникает во все сферы общественной жизни, оказывая огромное влияние и на образование.
Технологическая подготовка занимает значимое место в общем и профессиональном образовании любого человека. Стремительно меняющиеся запросы социума требуют переосмысления понятия технологической подготовки в образовательном учреждении, роли последней в общем образовании. Проблемы технологической подготовки учащихся рассматривались как отечественной, так и зарубежной педагогикой с момента возникновения потребности в квалифицированных рабочих кадрах, обусловленных социально-экономическими и политическими потребностями развития России еще при Петре I . На разных этапах развития педагогической науки и школы отмечалась необходимость технологической подготовки в рамках политехнического образования. Технологическая подготовка ставит перед собой цель ознакомления учащихся в теории и на практике с основными научными принципами современного производства, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности, профессионального самоопределения в условиях рынка труда.
Обучение школьников на уроках технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Изучение материала, независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается по следующим сквозным образовательным линиям: технологическая культура; получение, обработка, хранение и использование информации; культура и эстетика труда; основы черчения, графики, дизайна; знакомство с миром профессий, построение планов профессионального образования и трудоустройства; влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники; декоративно-прикладное творчество, проектная деятельность. Учитывая образовательные потребности социума, личности учащегося и его семьи, достижений педагогики и психологии, учебный материал для включения в программу отбирается с учетом следующих положений:
· распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
· выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения индивидуальных, групповых или общественных потребностей;
· возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;
· возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов. Основной принцип реализации программы технологической подготовки — обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников и их будущую профессию.
Использование активных методов обучения на уроках технологии, способствует формированию ключевых компетенций личности ученика, необходимых для успешной самореализации.
При изучении основ наук учащиеся должны ознакомиться в теории и на практике с основными научными принципами современного производства, особенностями общественных отношений. Важнейшими элементами современной научно-технической революции являются переход к кибернетическим системам управления, автоматизации производственных процессов. Автоматизация в корне меняет функции человека, его роль в технологических процессах, в производстве. Освобождаясь от выполнения многих двигательных операций, деятельность человека переходит на более высокий уровень, где приоритетное направление приобретают интеллектуальные, творческие способности личности.
Современные тенденции в развитии науки, техники, производства оказывают влияние на построение системы школьного образования, показывая учащимся связь между преподаваемыми в школе предметами и их применением в современном развивающемся обществе. Содержание курса технологии в средней школе способствует раскрытию многих технологических вопросов, необходимых для решения задач общего и политехнического образования. Современный рабочий должен сам уметь определять алгоритм действий, который связан с анализом сложных технических систем и требующий развивающегося творческого мышления и постоянного самообразования, что обусловлено постоянно меняющимися и все более совершенствующимися средствами труда.
Приоритетной задачей на современном этапе в работе образовательного учреждения является создание комфортной среды для развития каждого школьника с учетом его индивидуальных особенностей, способного глубоко анализировать явления; имеющего навыки самостоятельной работы и стремление получать новые знания. Развитие личностных качеств ученика, его мышления и творческих способностей рассматриваются как важнейшие предпосылки для творческого продуктивного труда в период самостоятельной работы.
Таким образом, на современном этапе развития общества технологическая подготовка школьников становится шире по своим целям, содержанию и выполняемым функциям в отличие от политехнической подготовки. Технологическую подготовку необходимо рассматривать как базовую составляющую в системе непрерывного образования человека, являющуюся таким же самостоятельным элементом общего образования, как гуманитарная и естественнонаучная подготовки.