Сетевая модель государственного управления
Сетевая модель государственного управления – это модель организации государственной власти, основанная на взаимоотношениях и взаимосвязях различных институтов, а также отказе от иерархии органов государственной власти.
Сущность сетевой модели государственного управления
Одной из моделей научного государственного управления является сетевая модель организации государственной власти, реализующая системный подход, основанный на межорганизационных и межличностных связях.
Основы сетевой модели государственного управления формируют политические и административные элементы. Концептуально сетевая модель основана на политической сети, подразумевающей невозможность обеспечения современным государством удовлетворения общественных потребностей без замены иерархического администрирования на новые формы управления.
Модель сетевого государственного управления во главу угла ставит анализ коммуникативных процессов, пронизывающих постиндустриальное общество и практику демократического управления современным государством.
В процессе организации производства общественных благ государство испытывает зависимость от данных факторов и субсистем. При этом иерархическая система управления и даже рынок не выступают в качестве эффективных структур, обеспечивающих координацию ресурсов и интересов различных акторов, включенных в процесс политических решений. Результатом такой ситуации проявляется доминирование политических сетей в системе государственного управления. В состав политические сетей государственного управления не включаются:
- во-первых, разнообразные механизмы управления, реализуемые государственными и негосударственными структурами;
- во-вторых, бизнес-структуры;
- в-третьих, различные элементы гражданского общества. Государственная сетевая модель включает в себя разноуровневые институты, которые объединяются для решения конкретных управленческих задач в системе государственной власти.
Становление сетевой модели государственного управления обусловлено изменением общественных процессов, а также требований к управлению ими. Мануэль Кастельс отмечал, что бум социальных сетей приведет к концептуализации различных социальных институтов и процессов и обеспечит переход к сетевой модели управления ими. Сети начинают выступать в качестве основного тренда социальной эволюции, формируя новый понятийный аппарат, основу которого составляет сетевые взаимоотношения, а не иерархия.
Характеристики сетевой модели государственного управления
Сетевая модель выступает в противовес иерархической модели государственного управления, что обеспечивает противоположность ее характеристик характеристикам иерархической модели.
Всю совокупность характеристик сетевой модели государственного управления можно обозначить следующим образом:
- во-первых, в основе сетевой модели нет строгой иерархической структуры, однако присутствуют неформальные взаимоотношения, размытые границы структуры и ее окружения. По мнению многих специалистов, сетевая модель государственного управления имеет самоорганизующийся характер, обеспечивающий образование сети в результате этого стремления участников рынка действовать совместно;
- во-вторых, регулирование с помощью неформальных социальных норм. Способность к самоорганизации и отсутствие формальных признаков институционализации взаимоотношений обеспечивает возможность выработки неформальных норм. Интересы участников сосредоточены на получении выгоды от сотрудничества и формировании доверительных отношений;
- в-третьих, равенство. Государство выступает в сетевой модели в качестве равного партнера, отказываясь от использования властных полномочий при принятии нежелательных решений;
- в-четвертых, наличие различных коалиций, тесного партнерства и взаимозависимости участников взаимодействий, широких коммуникационных сетей, разнообразных вертикальных и горизонтальных взаимоотношений;
- в-четвертых, наличие социальных механизмов, регламентирующих отношения внутри сети. К числу таких механизмов можно отнести ограниченность доступа к взаимодействию, применение санкций коллективного характера, репутационные риски и так далее;
- в-пятых, доверие. Основу сетевой модели государственного управления составляет разделяемые нормы и ценности, терпимость по отношению к различным организационным культурам.
Характеристика недостатков сетевой модели государственного управления
Наличие положительных характеристик сетевой модели государственного управления не избавляет ее полностью от присущих ей недостатков, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, отсутствие четких правил функционирования модели и ее участников. Такая характеристика ведет к возникновению проблем доверия и необходимости анализа условий, обеспечивающих надежность системы;
- во-вторых, возникновение проблемы подотчетности. Сетевая модель не предполагает четкой системы ответственности за достигнутые результаты, не уделяет внимания заключению бюрократических соглашений.
Сетевая модель государственного управления может отвечать требованиям времени, но не получать реализацию в полной мере за счет наличия у нее определенных недостатков. Разумное государственное управление призвано обеспечить формирование смешанной модели государственного управления, заимствуя те или иные элементы у сетевого подхода, а также у иерархического подхода к государственному управлению. Сетевая модель государственного управления положительно воспринимается обществом за счет формирования доверительных отношений между всеми участниками этой модели, однако она снижает эффективность контроля, способствует возникновению хаотичных взаимодействий и взаимоотношений. Выбор данной модели государственного управления определяет высокие требования к органам государственной власти, их функционированию, организации взаимодействия. Неразвитые политические системы не способны в полной мере обеспечить реализацию сетевой модели государственного управления.
30.1. Сетевые модели. Основные понятия сетевой модели
До появления сетевых методов планирование работ, проектов осуществлялось в небольшом объеме. Наиболее известным средством такого планирования был ленточный график Ганта, недостаток которого состоит в том, что он не позволяет установить зависимости между различными операциями.
Современное сетевое планирование начинается с разбиения программы работ на операции. Определяются оценки продолжительности операций, и строится сетевая модель (график). Построение сетевой модели позволяет проанализировать все операции и внести улучшения в структуру модели до начала ее реализации. Строится календарный график, определяющий начало и окончание каждой операции, а также взаимосвязи с другими операциями графика. Календарный график выявляет критические операции, которым надо уделять особое внимание, чтобы закончить все работы в директивный срок. Что касается некритических операций, то календарный план позволяет определить резервы времени, которые можно выгодно использовать при задержке выполнения работ или эффективном применении как трудовых, так и финансовых ресурсов.
Сетевая модель — графическое изображение плана выполнения комплекса работ, состоящего из нитей (работ) и узлов (событий), которые отражают логическую взаимосвязь всех операций. В основе сетевого моделирования лежит изображение планируемого комплекса работ в виде графа. Граф — схема, состоящая из заданных точек (вершин), соединенных системой линий. Отрезки, соединяющие вершины, называются ребрами (дугами) графа. Ориентированным называется такой граф, на котором стрелкой указаны направления всех его ребер (дуг), что позволяет определить, какая из двух его граничных вершин является начальной, а какая — конечной. Исследование таких сетей проводится методами теории графов.
Теория графов оперирует понятием пути, объединяющим последовательность взаимосвязанных ребер. Контур означает такой путь, у которого начальная вершина совпадает с конечной. Сетевой график — это ориентированный граф без контуров. В сетевом моделировании имеются два основных элемента — работа и событие.
Работа — это активный процесс, требующий затрат ресурсов, либо пассивный (ожидание), приводящий к достижению намеченного результата.
Фиктивная работа — это связь между результатами работ (событиями), не требующая затрат времени и ресурсов.
Событие — это результат (промежуточный или конечный) выполнения одной или нескольких предшествующих работ.
Путь — это любая непрерывная последовательность (цепь) работ и событий.
Критический путь — это путь, не имеющий резервов и включающий самые напряженные работы комплекса. Работы, расположенные на критическом пути, называют критическими. Все остальные работы являются некритическими (ненапряженными) и обладают резервами времени, которые позволяют передвигать сроки их выполнения, не влияя на общую продолжительность выполнения всего комплекса работ.
При построении сетевых моделей необходимо соблюдать следующие правила.
1. Сеть изображается слева направо, и каждое событие с большим порядковым номером изображается правее предыдущего. Общее направление стрелок, изображающих работы, также в основном должно быть расположено слева направо, при этом каждая работа должна выходить из события с меньшим номером и входить в событие с большим номером.
2. Два соседних события могут объединяться лишь одной работой. Для изображения параллельных работ вводятся промежуточное событие и фиктивная работа (рис. 30.1).
3. В сети не должно быть тупиков, т. е. промежуточных событий, из которых не выходит ни одна работа (рис. 30.2).
4. В сети не должно быть промежуточных событий, которым не предшествует хотя бы одна работа (рис. 30.3).
5. В сети не должно быть замкнутых контуров, состоящих из взаимосвязанных работ, создающих замкнутую цепь (рис. 30.4). Для правильной нумерации событий поступают следующим образом: нумерация событий начинается с исходного события, которому дается номер 1. Из исходного события 1 вычеркивают все исходящие из него работы, на оставшейся сети вновь находят событие, в которое не входит ни одна работа. Этому событию дается номер 2. Затем вычеркивают работы, выходящие из события 2, и вновь находят на оставшейся части сети событие, в которое не входит ни одна работа, ему присваивается номер 3, и так продолжается до завершающего события. Пример нумерации сетевого графика показан на рис. 30.5.
Продолжительность выполнения работ устанавливается на основании действующих нормативов или по экспертным оценкам специалистов. В первом случае временные оценки являются детерминированными (однозначными), во втором — стохастическими (вероятностными).
Рассмотрим в качестве примера программу создания нового бытового прибора, пользующегося спросом у населения. Необходимые данные приведены в табл. 30.1.
На основании данных таблицы построим сетевой график создания прибора с учетом вышеизложенных рекомендаций (рис. 30.6).