2. Информационное моделирование. Основные типы информационных моделей (табличные, иерархи¬ческие, сетевые)
Табличные модели. Одним из наиболее часто ис¬пользуемых типов информационных моделей являет¬ся таблица, которая состоит из строк и столбцов.
С помощью таблиц создаются информационные мо¬дели в различных предметных областях. Широко известно табличное представление математических функций, статистических данных, расписаний поез¬дов и самолетов, уроков и т. д.
Табличные информационные модели проще всего формировать и исследовать на компьютере посредством электронных таблиц и систем управления база¬ми данных.
Иерархические модели. Нас окружает множество различных объектов, каждый из которых обладает оп¬ределенными свойствами. Однако некоторые группы объектов имеют одинаковые общие свойства, которые отличают их от объектов других групп.
Группа объектов, обладающих одинаковыми общи¬ми свойствами, называется’классолс объектов. Внутри класса могут быть выделены подклассы, объекты ко¬торых обладают некоторыми особенными свойствами, в свою очередь, подклассы можно делить на еще более мелкие группы и т. д. Такой процесс называется про¬цессом классификации.
При классификации объектов часто применяются информационные модели, которые имеют иерархиче¬скую (древовидную) структуру. В иерархической ин¬формационной модели объекты распределены по уров¬ням, причем элементы нижнего уровня входят в состав одного из элементов более высокого уровня. Напри¬мер, весь животный мир рассматривается как иерар¬хическая система (тип, класс, отряд, семейство, род, вид), для информатики характерна иерархическая файловая система и т. д.
На рисунке 22 изображена информационная мо¬дель, которая позволяет классифицировать современные компьютеры. Полученная информационная струк¬тура напоминает дерево, которое растет сверху вниз (именно поэтому такие информационные модели назы¬вают иногда древовидными). В структуре четко про¬сматриваются три уровня: от первого, верхнего, имею¬щего один элемент Компьютеры, мы спускаемся до третьего, нижнего, имеющего три элемента Настоль¬ные, Портативные, Карманные.
Сетевые информационные модели. Сетевые инфор¬мационные модели применяются для отражения сис¬тем со сложной структурой, в которых связь между элементами имеет произвольный характер. Билет № 18
1. Основы языка программирования (алфавит, опе¬раторы» типы данных и т. д.)
Языки программирования — это формальные язы¬ки, кодирующие алгоритмы в привычном для челове¬ка виде (в виде предложений). Язык программирова¬ния определяется заданием алфавита и точным описа¬нием правил построения предложений (синтаксисом).
В алфавит языка могут входить буквы, цифры, ма¬тематические символы, а также так называемые клю¬чевые слова If (если). Then (тогда). Else (иначе) и др. Из исходных символов (алфавита) по правилам син¬таксиса строятся предложения, обычно называемые операторами. Например, оператор условного пере¬хода:
Алгоритмические языки программирования, или их еще называют структурные языки программиро¬вания, представляют алгоритм в виде последователь¬ности основных алгоритмических структур — линей¬ной, ветвления, цикла.
Различные типы алгоритмических структур коди¬руются на языке программирования с помощью соот¬ветствующих операторов: ветвление — с помощью опе¬ратора If-Then-Else, цикл со счетчиком с помощью оператора For-Next и т. д. Операторы, кроме ключе¬вых слов, иногда содержат арифметические, строко¬вые и логические выражения.
Арифметические выражения могут включать в себя числа, переменные, знаки арифметических выраже¬ний, стандартные функции и круглые скобки. Напри¬мер, арифметическое выражение, которое позволяет определить величину гипотенузы прямоугольного тре¬угольника, будет записываться следующим образом:
В состав строковых выражений могут входить пере¬менные строкового типа, строки (строками явля ются любые последовательности символов, заключен¬ные в кавычки) и строковые функции. Например:
«инф»+М1с1 («информатика»^ 3, 5) +strA.
Логические выражения, кроме логических пере¬менных, нередко включают в себя числа, числовые или строковые переменные или выражения, которые сравниваются между собой посредством операции сравнения (>, —,
Логическое выражение принимает лишь одно из двух значений: истина или ложь. Например: 5 > 3 — истинно; 2 • 2 = 5 — ложно.
Над элементами логических выражений могут про¬изводиться логические операции, которые обознача¬ются следующим образом: логическое умножение — And, логическое сложение — Or и логическое отрица¬ние — Mot.
В языках программирования используются различ¬ные структуры данных: переменная, массив и др. Пе¬ременные задаются именами, которые определяют об¬ласти памяти, в которых хранятся их значения. Значе¬ниями переменных могут быть данные различных типов (целые или вещественные числа, строки, логи¬ческие значения). Соответственно переменные бывают различных типов: целочисленные (А%=5), веществен¬ные (А=3.14), строковые (А$ pagination-holder»>
4. Сетевые информационные модели
Сетевые информационные модели применяются для отражения систем со сложной структурой, в которых связи между элементами имеют произвольный характер.
Например, различные региональные части глобальной компьютерной сети Интернет (американская, европейская, российская, австралийская и так далее) связаны между собой высокоскоростными линиями связи. При этом одни части (например, американская) имеют прямые связи со всеми региональными частями Интернета, а другие могут обмениваться информацией между собой только через американскую часть (например, российская и австралийская).
С помощью сетевой динамической модели можно, например, описать процесс передачи мяча между игроками в коллективной игре (футболе, баскетболе и так далее).
Прочитать!
Тема урока: Информационные модели управления
Информационные модели.
В процессе функционирования сложных систем (биологических, технических и пр.) входящие в них объекты постоянно обмениваются информацией. Для поддержания своей жизнедеятельности любой живой организм постоянно получает информацию из внешнего мира с помощью органов чувств, обрабатывает ее и управляет своим поведением (например, перемещаясь в пространстве, избегает опасности).
В процессе управления полетом самолета в режиме автопилота бортовой компьютер получает информацию от датчиков (скорости, высоты и пр.), обрабатывает ее и передает команды на исполнительные механизмы, изменяющие режим полета (закрылки, клапаны, регулирующие работу двигателей, и пр.).
В любом процессе управления всегда происходит взаимодействие двух объектов — управляющего и управляемого, которые соединены каналами прямой и обратной связи. По каналу прямой связи передаются управляющие сигналы, а по каналу обратной связи — информация о состоянии управляемого объекта.
Разомкнутые системы управления. Если в процессе управления не учитывается состояние управляемого объекта и обеспечивается управление только по прямому каналу (от управляющего объекта к управляемому), то такие системы управления называются разомкнутыми.
В качестве примера разомкнутой системы управления рассмотрим процесс записи информации на гибкий диск, в котором объект «Дисковод» (управляющий объект) изменяет состояние объекта «Дискета» (управляемый объект).
1. Типы информационных моделей
Информационные модели отражают различные типы систем объектов, в которых реализуются различные структуры взаимодействия и взаимосвязи между элементами системы. Для отражения систем с различными структурами используются различные типы информационных моделей:
2. Табличные информационные модели
Одним из наиболее часто используемых типов информационных моделей является прямоугольная таблица, которая состоит из столбцов и строк. Такой тип моделей применяется для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств. С помощью таблиц могут быть построены как статические, так и динамические информационные модели в различных предметных областях. Широко известно табличное представление математических функций, статистических данных, расписаний поездов и самолетов, уроков и так далее.
В табличной информационной модели обычно перечень объектов размещен в ячейках первого столбца таблицы, а значения их свойств — в других столбцах. Иногда используется другой вариант размещения данных в табличной модели, когда перечень объектов размещается в первой строке таблицы, а значения их свойств — в последующих строках.
Перечень логических переменных и функций размещен в первой строке таблицы, а их значения — в последующих строках.
В табличной информационной модели перечень однотипных объектов или свойств размещен в первом столбце (или строке) таблицы, а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках) таблицы.
Табличные информационные модели проще всего строить и исследовать на компьютере с помощью электронных таблиц и систем управления базами данных.
Представление объектов и их свойств в форме таблицы часто используется в научных исследованиях. Так, на развитие химии и физики решающее влияние оказало создание Д. И. Менделеевым в конце XIX века периодической системы элементов, которая представляет собой табличную информационную модель. В этой модели химические элементы располагаются в ячейках таблицы по возрастанию атомных весов, а в столбцах — по количеству валентных электронов, причем по положению в таблице можно определить некоторые физические и химические свойства элементов.
3. Иерархические информационные модели
Нас окружает множество различных объектов, каждый из которых обладает определенными свойствами. Однако некоторые группы объектов имеют одинаковые общие свойства, которые отличают их от объектов других групп.
Группа объектов, обладающих одинаковыми общими свойствами, называется классом объектов.
Внутри класса объектов могут быть выделены подклассы, объекты которых обладают некоторыми особенными свойствами, в свою очередь подклассы могут делиться на еще более мелкие группы и так далее. Такой процесс систематизации объектов называется процессом классификации.
В процессе классификации объектов часто строятся информационные модели, которые имеют иерархическую структуру. В биологии весь животный мир рассматривается как иерархическая система (тип, класс, отряд, семейство, род, вид), в информатике используется иерархическая файловая система и так далее.
Статическая иерархическая модель. Рассмотрим процесс построения информационной модели, которая позволяет классифицировать современные компьютеры. Класс Компьютеры можно разделить на три подкласса: Суперкомпьютеры, Серверы и Персональные компьютеры.
Компьютеры, входящие в подкласс Суперкомпьютеры, отличаются сверхвысокой производительностью и надежностью и используются в крупных научно-технических центрах для управления процессами в реальном масштабе времени.
Компьютеры, входящие в подкласс Серверы, обладают высокой производительностью и надежностью и используются в качестве серверов в локальных и глобальных сетях.
Компьютеры, входящие в подкласс Персональные компьютеры, обладают средней производительностью и надежностью и используются в офисах и дома для работы с различными приложениями.
Подкласс Персональные компьютеры делится, в свою очередь, на Настольные, Портативные и Карманные компьютеры.
В иерархической структуре элементы распределяются по уровням, от первого (верхнего) уровня до нижнего (последнего) уровня. На первом уровне может располагаться только один элемент, который является «вершиной» иерархической структуры. Основное отношение между уровнями состоит в том, что элемент более высокого уровня может состоять из нескольких элементов нижнего уровня, при этом каждый элемент нижнего уровня может входить в состав только одного элемента верхнего уровня.
В иерархической информационной модели объекты распределены по уровням. Каждый элемент более высокого уровня может состоять из элементов нижнего уровня, а элемент нижнего уровня может входить в состав только одного элемента более высокого уровня
В рассмотренной иерархической модели, классифицирующей компьютеры, имеются три уровня. На первом, верхнем, уровне располагается элемент Компьютеры, в него входят три элемента второго уровня Суперкомпьютеры, Серверы и Персональные компьютеры. В состав последнего входят три элемента третьего, нижнего, уровня Настольные, Портативные и Карманные компьютеры.
Изображение информационной модели в форме графа. Граф является удобным способом наглядного представления структуры информационных моделей. Вершины графа (овалы) отображают элементы системы.
Элементы верхнего уровня находятся в отношении «состоять из» к элементам более низкого уровня. Такая связь между элементами отображается в форме дуги графа (направленной линии в форме стрелки). Графы, в которых связи между объектами несимметричны (как в данном случае), называются ориентированными.
Динамическая иерархическая модель. Для описания исторического процесса смены поколений семьи используются динамические информационные модели в форме генеалогического дерева.