Каким был российский интернет в начале 2000-х
В закладки
Число пользователей, тарифы, популярные сайты и другие интересные подробности.
ПРОЦЕНТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Чтобы оценить уровень проникновения интернета в нашей стране в те годы, обратимся к статье «Интернет в России/Россия в интернете», опубликованной в феврале 2001 года на сайте компании «Фонд Общественное Мнение»:.
В ней приводятся результаты опроса, проведенного осенью 2000-го:
- 20% населения России не знают, что такое интернет;
- 37,3% что-то слышали об интернете, но точного определения дать не могут;
- Всего лишь 3,6% населения регулярно пользуются интернетом;
- И только 3% от всех пользователей интернета за последний месяц делали покупки в интернет-магазинах.
Для сравнения заглянем в статью «Интернет в России: динамика проникновения. Лето 2015» и увидим, что в прошедшем году 66% процентов населения страны заходили в интернет хотя бы раз в месяц.
Отечественная аудитория всемирной сети за последнии 15 лет увеличилась в 30 раз, но каждый третий человек в нашей стране до сих пор выходит в интернет реже одного раза в месяц или не пользуется им вообще.
ТАРИФЫ
На тему способа оплаты интернета тех времен уже давно ходит анекдот:
Помните голодные годы? Интернет по карточкам…
Карточки для пополнения счета продавались номиналом от 10 до 100 у.е. Курс доллара 31 марта 2001 года — 28 рублей 74 копейки, а у. е. равнялась примерно 25 рублям (+- 3 рубля, в зависимости от оператора).
Приведем расценки одного популярного московского поставщика интернет-услуг от 31 марта 2001 года. Цены указаны за час доступа в интернет при скорости несколько десятков килобайт в секунду.
Напомним, что средняя российская зарплата в 2015 году составляла 33268 рублей, а в 2000-ом была 2266. Простой россиянин, при условии полного голодания и накоплении долгов за коммунальные услуги, мог позволить себе 50 часов использования сети в дневное время или 100 часов в ночное.
ТЕХНОЛОГИИ
Подключение к интернету происходило с помощью dial-up модема. Они были двух видов: внутренние и внешние. Первые выглядели примерно так:
Основная проблема такого способа выхода в интернет была в том, что подключенный к сети модем занимал телефонную линию и все члены семьи пользователя не могли принимать и совершать звонки. Еще одним неприятным нюансом был специфический звук, который издавало устройство.
Из-за дороговизны дневного доступа и недовольства домашних невозможностью вести переговоры, многие использовали интернет только ночью. Находить компромисс между сном и тягой к прогрессу помогали два типа приложений:
- Менеджеры загрузок;
- Программы для скачивания сайтов на жесткий диск (WinHTTrack, Teleport Pro).
С помощью менеджера загрузок можно было поставить на ночь очередь из десятка mp3-файлов, а утром наслаждаться скачанными треками. Технически продвинутые люди умели записывать музыку с компьютера на обычную аудиокассету, чтобы потом слушать ее в плеере.
В те же времена был обычай скачивать сайты целиком на диски и обмениваться ими друг с другом. Мне из тех времен больше всего запомнился CD с «Библиотекой Мошкова», которым я пользовалась до середины 2000-ых.
Cофт из интернета скачивали мало. Ведь на каждом углу были палатки с недорогими пиратскими дисками, на которых можно было найти все! От операционной системы Windows и пакета Microsoft Office, до утилит для брутфорса и ArchiCAD.
Обложки для дисков создавались, как правило, без участия профессиональных дизайнеров, но взгляд на них вызывает теплые ностальгические чувства:
Не всякая коллекция софта могла поместиться на одном диске и некоторые сборники состояли из нескольких CD:
DVD-диски тогда только начинали выходить на российский рынок и набирать популярность.
По данным консорциума W3 в январе 2002 года доля пользователей Internet Explorer составляла 85,8%. 7,9% выбирали Netscape, а 2,8% AOL-браузер. Это общемировая статистика. Подобной информации о России найти не удалось.
Многие в тот период отключали в настройках браузера загрузку картинок, чтобы ускорить рендеринг страниц.
В начале 2000-ых набирали популярность мессенджеры. Как говорилось в анекдотах тех времен: «у моего сына компьютерщика целых две подруги: Аська и Ирка».
Мессенджер ICQ был разработан в 1997 году двумя израильскими студентами. В начале 2000-ых он только начал приходить в Россию, но уже имел определенное число фанатов.
Характерный звук, который издавало приложение, особым образом влиял на мозг пользователя и сбивал его внутреннее ощущение времени. В «аське» можно было потерять целый день или пропустить момент, когда закат переходит в рассвет.
Удивительно, но «aська» жива до сих пор. Во время написания этой статьи я зашла в нее и обнаружила, что многие контакты онлайн и даже есть непрочитанные сообщения, датированные 2015-ым годом.
Различные IRС-клиенты появились в США на 10 лет раньше и пришли в Россию уже в середине 90-ых. Если в ICQ люди общаются в форме диалогов, то протокол IRC предназначен для общения в чатах.
В мессенджерах не только контактировали с друзьями из реальной жизни, но и заводили романтические знакомства. В молодежных изданиях тех времен этому искусству посвящались целые статьи:
САЙТЫ
У российских сайтов конца 90-ых и начала нулевых были некоторые специфические особенности, отметим самые яркие из них:
- Фоновая музыка;
- Анимация в качестве фона (к примеру, облака или звездное небо);
- В углу сайта имеется рекомендация, в какой версии IE лучше смотреть сайт;
- Гостевая книга, куда можно было написать отзыв о сайте;
- Раздел со ссылками на страницы друзей автора сайта;
- Избыточное количество картинок в формате gif;
- Кнопки навигации во всех углах сайта.
Если бы не эти мелочи, то большинство веб-страниц конца 90-ых были прекрасны. Лаконичный дизайн, никаких всплывающих баннеров, никакого JavaScript, весь текст страницы помещается на одном экране и ничего не надо прокручивать.
Вспомним самые посещаемые и интересные интернет-проекты тех времен. Многие из них давно забыты, а некоторые живы и по сей день.
Aport.ru
Один из старейших поисковиков рунета, которые до начала 2000-ых занимал лидирующие позиции в своей нише. Уже более десяти лет стремительно теряет популярность и в настоящий момент трансформировался в агрегатор товаров.
Krovatka.ru
В этом году исполнится ровно 20 лет с того момента, как Андрей Подстрешный начал работу над чатом, который в начале 2000-ых стал одним из самых популярных в интернете сайтов для общения. В золотые года желающие поговорить могли выбрать из 50 комнат для бесед («Компьютеры», «Кому за 30», «Любовь» и т.д.). В те времена в чатах знакомились, а потом ездили друг к другу в гости, находили друзей и партнеров по бизнесу. Поболтать с анонимами в «Кроватке» можно и сегодня.
Яндекс
Одна из самых успешных на сегодняшний день IT-компаний в России не нуждается в представлении. Обратите внимание, как броско на главной странице рекламируется бесплатный хостинг для сайтов narod.ru, на котором каждый мог за один день создать персональную страничку в сети.
Многие из сайтов «на народе» были лишены индивидуальности и выглядели отталкивающе, но иногда среди них можно было найти настоящие золотые жилы. К примеру, ресурс с самоучителями аварского и лезгинского языка.
Вебпланета
Один из популярных новостных сайтов тех времен, ныне мертв.
Кулички
Этот сайт был воротами в мир русскоязычного интернета. Главная страница была полна ссылками на тематические интернет-ресурсы: «Спорт», «Знакомства», «Юмор», «Компьютеры», «Игры», «Рефераты», «Работа» и т.д.
Omen.ru
Еще один сайт, созданный, чтобы быть стартовой точкой прогулки по сети. В отличие от предыдущего имеет, более развлекательную направленность.
Hotbox.ru
Старый российский почтовый сервис, древнее чем mail.ru и Яндекс.Почта. Ныне мертв, а на его домене стоит редирект на qip.ru.
Fomenko.ru
Очень популярный развлекательный сайт начала 2000-ых. Причиной высокой посещаемости была реклама на «Русском радио», которую давал его создатель, актер и радиоведущий Николай Фоменко.
Rambler
Старейший русскоязычный поисковик. В настоящий момент жив и позиционирует себя как медийный портал.
lib.ru
Пожалуй, это самый прекрасный ресурс той эпохи с точки зрения контента и дизайна. Появился еще в 1994 году. Здесь было (и есть) море интересных книг на разные темы, оформленных в удобном для онлайн-чтения виде. И никаких облаков и фоновой музыки!
Anekdot.ru
В конце 90-ых сайт был полон свежих анекдотов и реально смешных историй. Работает до сих пор и контент 20 летней давности можно прочитать в архиве. Когда-то был одним из лучших развлекательных сайтов рунета, но сейчас его популярность упала из-за высокой конкуренции.
Altavista.com
До появления Google «Альтависта» была популярным поисковиком в англоязычном интернете. Для россиян, обладающим достаточным уровнем знаний иностранного языка, чтобы читать зарубежные сайты, была настоящими воротами в большой мир.
Поисковые системы тогда работали плохо, а черные SEO-шники хорошо. Найти что-то в интернете иногда было довольно сложно. Даже сайт какой-нибудь крупной компании мог быть закинут на дно выдачи кучкой дорвеев, заспамленных ключевыми словами.
Стоящие ресурсы сохраняли в закладки браузера или запоминали их адреса. Для решения вопроса поиска в информации, одно время, даже издавалась бумажная книга «Желтые страницы Internet».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как же круто изменился мир за последние 15 лет.
Матери больше не кричат на детей за то, что они занимают телефон. Теперь у каждого члена семьи по 2-3 устройства, с которых можно выйти в интернет. Многие люди проводят годы в непрерывном онлайн.
Социальные сети вытесняли старую добрую «Аську», в которой люди интересовались делами друг друга, а не рассылали фото своих кроссовок всему списку контактов по четыре раза в день.
Коллекция дисков с программами уже не приманивает гостей в дом.
А когда ты говоришь, что хранишь mp3-шки на компе, на тебя смотрят так же, как в 2010-ом смотрели на тех, кто пользовался ИК-портом.
И то ли еще будет! Очень интересно дожить и посмотреть, каким будет интернет через 15, 30, 50, 70 лет!
В закладки
Число пользователей, тарифы, популярные сайты и другие интересные подробности. ПРОЦЕНТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ Чтобы оценить уровень проникновения интернета в нашей стране в те годы, обратимся к статье «Интернет в России/Россия в интернете», опубликованной в феврале 2001 года на сайте компании «Фонд Общественное Мнение»:. В ней приводятся результаты опроса, проведенного осенью 2000-го: 20% населения России не знают, что.