2. Интернет в системе массовых коммуникаций: социальные аспекты
По данным NUA Internet Surveys, на сентябрь 1998 г. в мире насчитывается 147 млн. пользователей, причем наибольшее количество пользователей в США — 79 млн. (30% населения страны), Японии — 12 млн. (9,6 %), Великобритании — 7,2 млн. (12,8%). Лидерами в относительном к населению страны измерении являются Исландия (45%), Финляндия (35%) и Норвегия (32,5%).
По экспертным оценкам, в 2000 году общее число пользователей превысило миллиард, а сеть Интернет стала основным инструментом в бизнесе и обучении. Прогнозируется также, что к 2002 году перспектив роста у сети Интернет уже не будет, потому что все люди на земном шаре будут иметь к ней прямой доступ.
В аналитических публикациях отмечается, что Европейское сообщество должно признать тот факт, что в ближайшие десятилетия Интернет будет играть ключевую роль в экономическом развитии Европы. Считается, что наступил критический момент в эволюции Интернета в сторону электронной коммерции. Должны последовать срочные эффективные меры и соответствующее бюджетное регулирование с целью обеспечения сокращения отставания Европы от США в развитии и применении Интернета 142 .1
Социальные аспекты развития сети Интернет в России
В условиях стремительного и во многом противоречивого развития глобальной сети, наиболее важным представляется рассмотрение социальных особенностей развития сети Интернет в России.
Российский общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ 143 ) в сводном отчете по итогам мониторинга с июня 1996 по июнь 1997 года «Российский сектор Интернета»3 приводил следующие данные:
Количество информационных ресурсов. Количество именованных информационных ресурсов на русском языке (собственно Web-сайтов и отдельных крупных информационных разделов) составляет около 6000, их число по сравнению с августом 1996 года увеличилось примерно в 9 раз.
Количество пользователей. Услугами Интернета пользовалось около 600 тысяч россиян, при этом ежегодно их количество увеличивается примерно в два раза (в настоящее время услугами сети пользуется немногим более 5% россиян). Первый же российский WWW-сервер появился в начале 1996 года, в 1997 году их насчитывалось 1300 из 30000 Web-серверов в мире в целом.
Качественный состав пользователей. Спектр пользователей по оценкам провайдеров выглядел следующим образом:
- 20% — частные лица, работающие вне компьютерного сектора;
- 25% — руководители различного ранга, включая служащих государственных учреждений;
- 10% — деятели культуры, искусства;
- 10% — студенты и учащаяся молодежь.
- Остальные пользователи преимущественно могли быть отнесены к миру науки и сектору компьютерных технологий.
До 75% пользователей Интернета в августе 1996 года были жителями Москвы, 85% — жили в больших городах. Уже к январю 1997 года доля жителей больших городов снизилась существенно — до 75%, а Москвы — примерно до 60%.
По переписи населения русскоязычной части Интернета (сентябрь 1998 г.), проведенной агентством ИнфоАрт, доля Москвы упала до 44% 144 , т. е. наметилась явная тенденция по распространению Интернета в малых городах и в сельской местности.
Пользователи Российской части WWW. Оценочный анализ источников запросов к Российской части Всемирной информационной паутины таков: 50% (СНГ, Россия), 30% (США), 20% (остальные страны).
Российский пользователь сети Интернет выглядит следующим образом 145 :
- возраст 22—24 года (60%);
- имеет высшее образование (50% — 1997 г., 54,7% — 1998 г.);
- работает на частном предприятии;
- как правило, это мужчина (87 % — 1997 г., 85,3% — 1998 г.);
- у 35% пользователей есть дети;
- среди пользователей (22% — 1997 г., 15% — 1998 г. — руководители; 15% — 1997 г., 40% — 1998 г. — служащие; 18% — 1998 г. — студенты);
- к обеспеченным людям себя относят примерно 40%;
- область профессиональных интересов почти 60% пользователей в той или иной мере связана с информационными технологиями, наукой и образованием.
Для сравнения приведем некоторые данные о пользователях Интернет в США:
- средний возраст 36 лет;
- пользователи Интернета тратят в среднем 6,6 часа в неделю на работу в Сети, причем две трети из них пользуются ресурсами Сети ежедневно;
- средний годовой доход пользователей сети 62 000 $ 146 .
Необходимо отметить, что наибольшее доверие, по нашему мнению, вызывают данные агентства Gallup Media, т.к. это агентство, являясь социологическим, использовало в качестве метода сбора информации телефонный опрос, основанный на случайной выборке. Агентство же ИнфоАрт использует для получения информации результаты так называемой добровольной переписи русскоязычного населения, а РОЦИТ — клиентские списки провайдеров.
Процесс медиатизации может считаться успешным в плане его социальных последствий, если в сети Интернет адекватно представлена вся социальная структура, а в информационно-обменных процессах участвуют представители всех основных социальных групп и слоев общества.
Однако в российском секторе Интернета в настоящее время доминирующее положение, по данным практически всех агентств и служб, занимают руководители (15—30%), служащие (30-50%) и студенты (18-20%), явно недостаточно представлены женщины, а также практически отсутствуют представители рабочих и пенсионеры2. Такая ситуация усугубляет через информационное неравенство интеллектуальную поляризацию общества, способствует росту социальной напряженности.
Рассматривая перспективы развития российского сектора глобальной сети Интернет, нельзя не учитывать такие параметры, как количество русскоязычных пользователей Сети в мире, а также размер страны. Учитывая потенциал русскоязычной аудитории (в мире, по оценкам специалистов, насчитывается около 300 млн. человек, свободно владеющих русским языком), географические масштабы страны, настоятельно требующие применения новых коммуникационных технологий, можно прогнозировать стремительные темпы роста российских серверов Интернета.