7.3. Сетевые сообщества социальных сетей Интернет.
Сервис «Социальные сети» изначально создавался для активизации коммуникаций между людьми со сходными ценностями, мировоззрением, образованием и пр. То есть стал практически идеальным местом для образования сетевых сообществ. Конечно сама структура интернет- коммуникаций была изначально построена в сетевой форме и уже первые интернет-пользователи в конце 80-х годов стали объединяться в агрегации. Конференции, форумы, чаты, эхо-фидонет конференции и другие формы постепенно стали уступать место специальным сервисам для ведения индивидуальных информационных интернет-страниц – блогов с их возможностью создавать перекрестные ссылки и ленты «друзей», то есть осуществлять полноценную сетевую коммуникацию. Появившиеся вначале XXI века «социальные сети» сделали сетевое взаимодействие и создание сообществ доступным для широких слоев пользователей.
Сети VKontakte.ru, Facebook.com, Одноклассники, Twitter соединяют возможности индивидуального интернет-ресурса, инструмента мгновенных сообщений, места хранения индивидуальной информации, места для опубликования любых текстовых, фото и видео материалов и многое другое.
Особо стоит остановиться на возможностях при создании «группы»-интернет-сообщества. Процесс создания сетевого сообщества в социальной сети резко упрощается. Например, процесс отграничения можно произвести как в личностном режиме, пригласив несколько сотен подписчиков, так и применив одну из программ WEB 3.0 – позволяющих предлагать пользователю материалы соответствующие мировоззрению, ценностям, идеям, идеалам, отраженным в профиле пользователя.
Применительно к ИКК социальной рекламы сетевые сообщества социальной сети играют роль не только в информационном освящении проекта, но и обсуждении, обмене опытом и мнениями участников. Также сетевое сообщество позволяет привлечь волонтеров под акцию проекта и организовать сбор средств, распространить информацию любого рода среди членов сообщества, привлечь внимание СМИ и власти к проблеме и т.д. И всё это в режиме реального времени, среди идентифицируемых пользователей.
Нужно учесть, что Интернет-сообщества очень чувствительны к любому давлению. Любое сообщение оставленное «чужим» пользователем может привести только к обратному эффекту. Члены сообществ готовы на любой импульсивный поступок, если его уже совершили другие члены этого сообщества. Часто поступок носит характер протестного. Интернет-голосование «Имя России» привело к тому, что несколько сотен тысяч человек проголосовали за И.Сталина, что входило в разрез с идейными воззрениями организаторов. Причем активная социальная сеть сторонников вторично проголосовала за Сталина после «обнуления» результатов. Нежелательного, для организаторов голосования результата удалось избежать только при следующем этапе, при смс-голосовании. Но даже при таком методе определения лидера несмотря на большие (наверняка в том числе и материальные затраты) Сталин занимает второе место. Маловероятно считать, что большинство пользователей Рунета – убежденные сторонники Сталина. Виной казусу было явное давление на сетевые сообщества и явное неудовольствие действиями организаторов опроса.
Правила внедрения социальной рекламы в социальных сетях:
1.Сообщение должно исходить от известного в коммьюнити пользователя.
2. Сообщение должно соответствовать ценностям, мировоззрению, идеям и идеалам данного сообщества
3.Сообщение должно подразумевать конкретный, немедленный интерактивный отклик – участие в голосовании, просмотр видео, Like и т.п.
4.Действия получателя сообщения не должны выходить в реальную жизнь, по меньшей мере, требовать совершения каких-либо серьезных поступков требующих временных затрат. Так считается эффективным сбор средств на благотворительную деятельность через социальные сети, если он проходит путем перевода небольшой суммы с электронного кошелька или платежной карты, но практически невозможно привлечь денежные средства членов сетевого сообщества путем почтового или банковского перевода.