Социологическое исследования интернета
Интернет становится неотъемлемой частью жизни каждого человека поскольку сегодня практически любой имеет доступ к Интернет-пространству, социальным сетям, где он обменивается информацией, общается, проводит свое свободное время. Безусловно, поскольку Интернет-пространство стало распространяться очень активно, его изучением заинтересовалось большое количество научных сообществ. Социология не стала исключением – ежегодно в мире, и, в частности, в России организуется и проводится множество социологических исследований Интернета.
Преимущественно Интернет рассматривают в качестве одного из институтов социальной коммуникации, который включает в себя целый комплекс средств общения и обмена наиболее актуальной для человека информацией.
Так как современное общество имеет еще одно название – информационное, то мы со всей уверенностью можем говорить о том, что институтам социальной коммуникации сегодня отводится ведущая роль не только в рамках общения, но еще и в формировании и поддержании мировоззренческих установок и ценностей индивидов.
Исследователи определяют функционирование Интернета как социального института через его возможности в реализации интересов и потребностей граждан. Также социологи заинтересованы в том, чтобы выявлять и исследовать функции Интернета как особого института коммуникаций. К функциям, которые актуализируются в результате социологических исследований, следует отнести следующие:
- Коммуникативная функция Интернет-пространства, которая позволяет связывать людей, находящихся в разных уголках земного шара. К тому же, благодаря Интернету сегодня коммуникация становится трансграничной, и общение в целом больше не обуславливается местоположением индивидов и непосредственных участников, что упрощает и ускоряет процессы передачи информации, знаний, опыта;
- Информационная функция – она крайне важна, поскольку сегодня любую информацию человек может найти именно на просторах Интернета и, в частности, специализированных Интернет-сообществ. Это позволяет экономить время и собственную энергию, а также раскрывает границы, расширяет познавательные навыки индивидов;
- Ценностно-регулирующая функция – ее содержание совпадает с тем, что выстраивается отношение индивида к окружающей действительности. Это значит, что в Интернете можно получить информацию практически о любых событиях и явлениях, почитать мнения других граждан и на основании этого выдвинуть свою собственную позицию, которая будет отражать ориентации индивида, его желание или что-то поменять, или оставить все так, как есть.
Таким образом, перед социологами в исследованиях Интернета встает задача углубленно проанализировать мотивации, поведение, ценностные ориентации пользователей Интернета в отношении тех или иных процессов. Проще всего это можно производить через мониторинг социальных сетей, сайтов, сообществ, где каждый может высказать свое мнение в отношении того или иного процесса.
Исследование аудитории Интернет-пространства
Как мы уже отметили, социологические исследования Интернета необходимо начинать с исследования аудитории Интернет-пространства. Но полностью охватить весь поток пользователей практически невозможно, поэтому исследования можно производить сразу по ряду направлений, что позволит упорядочить данные, получать более актуальную и своевременную, правдивую информацию.
Во-первых, важно исследовать работников Интернет-СМИ. Им самим важно получать актуальную информацию для того, чтобы создавать востребованный и актуальный информационный продукт – контент. Только в этом случае они будут иметь собственный вес, имидж среди других изданий, а также будут в целом востребованы у человека, который находится в поиске той или иной информации и ориентирован на ее своевременное, оперативное получение сразу после запроса.
Во-вторых, социологи и аналитики играют очень важную роль в организации социологических исследований Интернета. Их деятельность направлена на изучение и анализ социально ориентированных процессов, а также на определение роли в этих процессах Интернет-источников и информации, которая находится в открытом доступе в глобальной сети Интернет. Конечно исследователи сталкиваются с объемными потоками, которые необходимо распределять в соответствии с тематическими направлениями, а также дальнейшими принципами применимости этих данных на практическом уровне. Поэтому сегодня общая социологическая наука разделилась на множество более локальных направлений, каждое из которых обладает своим объектом, предметом, целями и задачами. Большую часть информации можно получать именно через Интернет.
К тому же, важную роль социологические исследования Интернета играют для специалистов в области журналистики, которые занимаются углубленным анализом деятельности разнообразных средств массовой информации, их потребительским рынком, а также консалтингом в данной сфере. Ориентация на Интернет сегодня вполне закономерна, ведь именно там сконцентрированы огромные информационные потоки, которые играют значимую роль в жизни каждого человека. Необходимо фильтровать информацию, указывать на наиболее актуальные направления, делать контент, который будет доступен и понятен общим потокам населения. Социология в данном случае также глобализируется, становится наукой, которая концентрируется не только в реальной жизни, но и активно внедряет технологии по Интернет-исследованиям.
Таким образом, социологические исследования интернета сегодня становятся одними из наиболее популярных, востребованных у представителей других научных отраслей и бизнеса направлений. Такая популярность обосновывается тем, что благодаря социологии можно выявить самые актуальные тенденции, общественное мнение в отношении тех или иных событий, а также сформулировать четкие и действенные рекомендации.
Интернет как инструмент социологического исследования
Интернет – это глобальная сеть компьютерных устройств с коллективным доступом, основанная на использовании единой стандартной схемы адресации и высокоскоростных линий связи с главными сетевыми компьютерами.
Общие сведения
Социологи утверждают, что Интернет является безграничной и постоянно увеличивающейся средой доступа к объектам исследования. Интернет привлекает легкостью доступа к колоссальному количеству респондентов. Причем его получают в весьма краткие сроки, при относительно невысоких затратах.
Технологии и методики проведения online-сетевых исследований стремительно развиваются. Их первоначальные формы фактически ничем не отличались от группового анкетирования, за исключением применения компьютерной техники. Но даже такие типы социологических исследований были весьма эффективными для того периода времени.
Сегодня формируются новые виды online-технологий, что вызвано, прежде всего, бурным развитием коммерции, а также созданием Web-узлов разнообразными фирмами.
Вышеописанная тенденция способствовала и развитию маркетинга благодаря тому, что сеть относительно дешевая и быстрая, а также интерактивная. Каждая Web-страница устроена по принципу очень быстрой и эффективной работы.
Многие зарубежные маркетологи считают, что скорость доставки информации до покупателя способствует его решению о необходимости любой покупки. Такой вывод был сформулирован на основе исследований начальных страниц сайтов, которые пользователи посещают только для того, чтобы познакомиться с той или иной продукцией.
Маркетинговые опросы стали первичной формой интерактивной коммуникации для зарубежных пользователей Интернета. На протяжении последнего времени они систематически проводятся в зарубежной части Сети.
Техника и методика таких исследований совершенствуется фактически постоянно, вместе с чем меняется и программное обеспечение для того, чтобы собирать данные.
Нужно заметить, что современные исследователи не ограничены недостатками технологий и могут концентрировать внимание на более значительных функциях.
Значимые функции Интернета в контексте социологического исследования
По свидетельству зарубежных источников, на данный момент времени в технологии Интернет-опросов достигнуто практически максимальное соответствие между поставленными исследовательскими целями и программным обеспечением, а также бюджетом.
Поскольку главным моментом приобщения людей к Интернету является доступность разнообразной информации, исследователи обращаются ко все большему количеству людей с разнообразными интересами и тратят при этом минимальное количество денег и времени, весьма оперативно решая имеющиеся проблемы и вопросы сенситивного характера.
Разновидности online-исследований
Зарубежные социологи применяют несколько разновидностей online-исследований. Среди них:
- рассылка анкет по электронной почте;
- применение текстовых анкет в новостных группах;
- интернет-форумы;
- Web-опросники;
- online фокус-группы.
Наиболее ранние социологические исследования проводились при помощи электронной почты. Она является одним из самых распространенных сервисов Интернета, который появился задолго до WWW сервиса. Электронной почтой владеют фактически все пользователи Сети. Данный метод максимально универсален и прост. Суть техники исследования мало отличается от традиционных опросов.
При этом длина вопросника должна быть ограничена и составлять примерно 20 – 25 вопросов. Для рассылки применяют заранее сформированные списки электронных адресов. Для контроля исследования необходимо несколько интерактивном проверок. Минусом исследования является тот факт, что фактически не остается возможности избежать вовлечения ненадежных респондентов.
При заполнении анкеты респонденты могут менять собственные анкеты или даже формулировку вопроса. Достоинством таких опросов можно назвать простоту и высокую скорость получения данных.
Если исследователь не обладает специальной компьютерной подготовкой, то ему все равно будет достаточно возможностей проанализировать данные при наличии элементарных навыков использования компьютера.
Для того, чтобы сохранить конфиденциальность информации, необходимо ответственно подходить к работе компании. При организации Интернет – опросов необходимо учитывать тот факт, что они мало интересны современным людям. Они объясняют этот факт тем, что тестовые анкеты слишком скучно заполнять и пересылать по e-mail.
Это одна из причин того, что в современных online-исследованиях электронная почта используется, как правило, лишь для рассылки приглашений на участие в online-опросе.
Если говорить о технологиях проведения опросов на Интернет – форумах, то она относительно проста. Такая технология не требует временных и финансовых затрат. Информация собирается на протяжении строго определенного промежутка времени и найти интересующую аудиторию.
Интернет-форум – это интернет-сервис (платформа) для общения между пользователями интернета (более двух участников) на одну тему или на несколько тем (зависит от специализации форума). Одна из форм социальных сетей. Суть работы форума заключается в создании пользователями (посетителями форума) своих тем с их последующим обсуждением, путём размещения сообщений внутри этих тем.
В телеконференциях можно размещаются вопросы, на которые исследователю необходимо получить ответы. Целесообразно размещать только часть анкеты, в которой будут содержаться ключевые вопросы.
На полную анкету, которая находится на Web-сайте дается ссылка, переходя по которой человек получает всю необходимую информацию и перечень вопросов.
Нужно помнить, что преимущества Web-страниц легко становятся недостатками, поскольку их создание требует определенных технических навыков.
Таким образом, Интернет является эффективным пространством для организации социологических исследований, возможности которого весьма широки в современном мире.