1. История Интернета и становление его роли в жизни людей.
История Интернета в некотором смысле началась с 1958 года, когда в ответ на запуск первого спутника, США организовали организацию под названием ARPA (Advanced Research Projects Agency). Она и сыграла огромную роль в создании этой новой системы связи. Указанная организация возникла внутри министерства обороны США. В 1968 году была построена первая Сеть, основанная на современных принципах Интернета. В течение следующих десяти лет в Сеть ARPANET подключились множество организаций и университетов. К 1978 году были выработаны все базовые протоколы (то есть языки общения между компьютерами), которые и сейчас используются в Интернете. В 1989 году количество подключенных компьютеров достигло ста тысяч. К концу 80-х годов XX века в Сеть было подключено более десяти стран. В 1991 была разработана технология WWW (World Wide Web, то есть «Всемирная паутина»). К этому моменту ARPANET уже перестала официально существовать. Пришло время современного Интернета. В 1991 году Россия присоединилась к сети Интернет. К 1992 году в Сети было более миллиона компьютеров. За 1993 год Web вырос в три с половиной тысячи раз. С тех пор Сеть достигла глобального распространения, но принципиально не изменилась. Были придуманы множество новых технологий, улучшились каналы связи, увеличилось до десятков миллионов количество компьютеров, а количество пользователей – до сотен миллионов. В результате Интернет обрел общеизвестность, и он стал коммерчески выгодным не только для тех, кто предоставляет доступ в Сеть. С технической точки зрения, Интернет – это просто совокупность разбросанных по всему миру хостов (компьютеров, каждый из которых имеет свой уникальный IP-адрес), соединенных между собой. С гуманитарной точки зрения, Интернет – это новое измерение культуры, новый способ хранения и распространения знаний и информации, даже новый способ существования самого человечества. Применение Интернета дает в руки человечества невиданные ранее возможности, но одновременно с этим порождает массу новых проблем. С гуманитарной точки зрения, применение Интернета в развитых странах (США, Западная Европа) ориентирован преимущественно на коммерцию (продвижение товаров), в то время как в России и Украине Интернет выполняет преимущественно информационную функцию (политика и новости). Это связано как с отличием круга реальных пользователей сетевых сервисов, так и с особенностями менталитета населения различных государств. Если говорить о возрастном аспекте, то новое поколение использует Интернет преимущественно как средство коммуникаций и среду для развлечения. Как новая «виртуальная реальность», Интернет превратился в огромный плацдарм свободы слова и породил массу так называемых «виртуалов» – скромных и тихих в «обычной» жизни людей, которые, оказываясь в сети, сразу превращаются рьяных поборников различных маргинальных течений. В этом отношении, Интернет стал новым средством самовыражения, способом ухода от серой действительности, предоставляя возможность проявить себя многим людям, которым не удалось найти свое место в реальной жизни.
Обзор средств общения в сети интернет
Если остановиться и на минуту задуматься, сколько же на самом деле сегодня в мире средств и способов общения, то придется признать, что их существует очень много и, самое главное, немалая часть из них так или иначе связана с сетью интернет. Электронная почта, всевозможные форумы, чаты, интернет журналы, сетевые газеты и т.п. для многих стали важной частью повседневной жизни.
Изначально свободное общение пользователей в сети было необходимо для делового общения — информирование, обсуждение проблем, рабочие коммуникации. С развитием популярности сети интернет и с уменьшением стоимости коммуникаций и оборудования общение стало более свободным, а в сети стали появляться группы людей, объединенные общими интересами. В этот период активно начали развиваться средства для общения в сети.
ПЕРВЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОГО ОБЩЕНИЯ:
Как правило, пользователь для общения в сети использует формальное имя, зачастую сокращенное (ник, от англ. nickname — уменьшительное имя, прозвище, кличка). Основным способом коммуникации был и остается обмен текстовыми сообщениями. Поскольку эмоции обычным текстом передать сложно, и не всегда такой текст воспринимается однозначно, со временем появились знаки, обозначающие эмоциональную окраску текста, — смайлы (от англ. smile — улыбка). Характерная особенность часто общающейся группы людей — накопление активно использующейся социальной истории отношений (шуток, общих ситуаций, способов разрешения конфликтов и пр.). Возникает формирование своеобразного стиля общения, диалоговых сокращений, иногда жаргона. Стиль общения в таких средах более свободный, чем в обычной жизни.
Электронная почта. Возникшая самой первой, эта форма обмена сообщениями продемонстрировала саму возможность общения посредством интернет сетей. Наиболее универсальное средство компьютерного общения. Электронная почта вполне сравнима с обычной почтой, за исключением того, что электронное письмо приходит адресату практически сразу после отправки. Обычно почтовые программы поддерживают и такую возможность, как почтовые списки. Если группа людей, объединенных общими интересами, хочет поддерживать дискуссию на какую-нибудь тему длительное время, они создают такой список, выделяют для него какое-либо имя, после чего все сообщения, посланные на это имя, рассылаются всем участникам группы.
Телеконференции или группы новостей. Самая большая компьютерная конференция – USENET — объединяет сотни тысяч компьютеров по всему миру. Ее устройство напоминает доску объявлений или газету. Никакого списка участников конференции не существует. Получать и отправлять сообщения может участник телеконференции. Все рассылаемые сообщения разделены на группы по темам, и для того, чтобы получать сообщения группы, необходимо подписаться на эту группу.
Интерактивные беседы. С развитием телекоммуникаций все большее количество пользователей начинают работать в интернете в режиме постоянного присутствия, и как логичное развитие этой ситуации, появляется сервис общения в режиме реального времени Internet Relation Chat (IRC), когда пользователь получает сообщение в течение незначительного промежутка времени, в пределах нескольких секунд после отправки его собеседником.
СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:
Наиболее распространенные современные средства общения для своей работы используют программы-браузеры и с технической точки зрения являются web-приложениями. Благодаря развитию телекоммуникационных сетей с такими сервисами можно работать из любой точки земного шара, в том числе и с мобильных устройств.
Большинство средств общения в сети предусматривает регистрацию пользователей, т.е. для каждого участника должна быть заведена учетная запись. Почти все системы требуют ввода адреса электронной почты и проверяют его работоспособность, высылая письмо с кодом активации учетной записи. Если адрес неверен, то активировать запись может только администратор системы. Такой подход гарантирует до определенной степени уникальность участника. Работа в среде проводится сеансами. Каждый сеанс начинается с того, что пользователь указывает свое имя и подтверждает свою личность вводом пароля. Помимо учетных данных, пользователь настраивает интерфейс — внешний вид, дополнительные данные о себе, указывает свои интересы.
Наиболее распространенные формы организации общения с помощью Web-технологий:
Гостевые книги. Первая и самая простая форма организации общения в виде web-приложений. Простейшая гостевая книга представляет собой список сообщений, показанных от последних к первым. Каждый посетитель может оставить свое сообщение.
ICQ — это программа, позволяющая общаться с другими пользователями в режиме реального времени. Действует по принципу e-mail, только еще быстрее. Самый популярный на данный момент интернет-пейджер. Программа обладает широким спектром возможностей, часто обновляется и улучшается, легко настраиваема и доступна. Очень активно используется пользователями и в мобильных телефонах.
Форумы. Сообщения пользователей в форумах группируются по темам, которые задаются, как правило, первым сообщением. Все посетители могут увидеть тему и разместить свое сообщение в ответ на уже написанные. Как правило, темы группируются в тематические форумы, управление системой осуществляют администраторы и модераторы.
Блоги (от англ. web log — web-журнал, web-протокол). В этих сервисах каждый участник ведет собственный журнал, т.е. оставляет записи в хронологическом порядке. Темы записей могут быть любыми; самый распространенный подход – это ведение блога как собственного дневника. Другие посетители могут оставлять комментарии на записи автора. В этом случае пользователь, помимо возможности вести свой журнал, получает возможность организовать ленту просмотра — список записей из журналов «друзей» (friends), регулировать доступ к записям, искать себе собеседников по интересам. На базе таких систем создаются сообщества — журналы, которые ведутся коллективно. Любым членом такого сообщества может быть опубликовано сообщение по направлению деятельности сообщества.
Google Talk. Позволяет общаться с помощью текстовых сообщений и голосового чата. Особенностью является тесная интеграция с почтовой службой Gmail (например, по Google Talk приходят уведомления о новых почтовых сообщениях). Для использования Google Talk обязательно наличие аккаунта Google. Вся история чата хранится в почтовом ящике пользователя, в котором всегда можно найти нужную информацию с помощью удобного поиска.
Skype. Средство для общения людей в реальном режиме времени, разработанное компанией Skype Limited. Программа позволяет вести индивидуальную переписку, обмениваться сообщениями с другими пользователями (чат), осуществлять передачу файлов (Word, Excel, Power Point и др.), организовывать многопользовательскую голосовую связь (необходимы микрофон и наушники), работать в режиме видеозвонка и видеоконференции (необходимы веб-камера, микрофон и наушники).
С развитием этих форм общения стали образовываться социальные сети (термин был введен в 1954 г. социологом из Манчестерской школы Д. Барнсом), т.е. совокупности участников, объединенных не только средой общения, но и явно установленными связями между собой.
- Профессиональное общение педагогов с коллегами.
- Консультации педагогов для родителей и учащихся.
- Общение педагогов, учащихся и родителей по определенной теме.
- Организация сетевых викторин, конкурсов.
- Организация on-line тура в ходе дистанционного проекта.
Сервисы для общения в сети Интернет:
Социальные сети Рунета:
- В Контакте — http://vkontakte.ru/;
- Одноклассники — http://www.odnoklassniki.ru/;
- Мой круг — http://moikrug.ru/;
- RuSpace — http://www.ruspace.ru/;
- Мой мир@Mail.ru — http://wap.my.mail.ru;
- Мир Тесен — http://mirtesen.ru/;
Зарубежные социальные сети: