Исследования интернет-аудитории: мировой и российский опыт
С самого начала развития Интернета в России возникла необходимость в получении данных о том, сколько компьютеров подключено к Сети, сколько людей являются ее пользователями, кто эти люди, с какими целями они используют различные сервисы (электронную почту, доступ к информационными ресурсам и т.д.).
С самого начала развития Интернета в России возникла необходимость в получении данных о том, сколько компьютеров подключено к Сети, сколько людей являются ее пользователями, кто эти люди, с какими целями они используют различные сервисы (электронную почту, доступ к информационными ресурсам и т.д.). Первоначально для решения задачи получения информации о количестве компьютеров использовались данные служб регистрации IP -номеров и доменных имен. В тот период, когда Сеть была еще небольшая, эта информация могла дать и ориентировочные данные о количестве ее пользователей.
Затем наступил этап многочисленных онлайн-опросов, которые осуществлялись на различных сайтах формирующегося интернет-пространства. Поскольку инициаторами этих опросов зачастую выступали программисты и администраторы сайтов, то на проблемы репрезентативности полученных данных никто внимания не обращал. Воодушевляла сама возможность провести «социологический» опрос очень простым и, как представлялось, эффективным способом, не требующим привлечения большого количества персонала и осуществляемым с использованием безбумажных компьютерных технологий. В нашей стране несколько раз делались попытки провести интерактивную перепись «населения российского Интернета». В Сети инициировались агитационные кампании под лозунгами типа «А ты обозначил себя в качестве пользователя Сети?» По мнению организаторов, эти акции должны были стимулировать немногочисленных пользователей к заполнению анкет. Целью таких кампаний было привлечь внимание общества к Интернету и доказать, что количество пользователей Сети составляет существенную величину. При этом не принимался во внимание тот факт, что в подобных опросах обычно принимает участие специфическая группа пользователей и, следовательно, делать выводы о размере и социально-демографическом составе российской интернет-аудитории, опираясь на данные, полученные таким способом, абсолютно некорректно.
Прежде всего, стоит рассмотреть данные о размере мировой интернет-аудитории для того, чтобы обозначит место России в общем контексте динамики роста количества пользователей Интернета в мире.
1. Динамика роста мирового Интернета и его аудитории
Регулярный сбор и анализ распределения интернет-аудитории по странам и регионам мира проводится с середины 1990-х гг. Это совпадает с началом функционирования Интернета в привычном для нас графическом интерфейсе (именно поэтому данные о количестве пользователей Интернета обычно представляются, начиная с 1995 г.) Первоначально фиксировались сведения о динамике роста Сети, количестве компьютеров, работающих в Интернете, затем к работе приступили маркетинговые агентства. В настоящее время лидерами исследований Интернета являются Nua Internet Surveys [1], компания Nielsen // NetRatings [2], агентство eMarketer [3]; компания IDC [4]; агентство eTForecasts [5]. Можно выделить также международные организации, периодически публикующие обзоры и прогнозы развития информационно-коммуникационных технологий, в том числе и данные о распределении интернет-аудитории — ЮНЕСКО [6]; Международный союз по вопросам телекоммуникаций [7] и другие. Имеется также большое количество национальных агентств и исследовательских центров, обеспечивающих проведение опросов интернет-аудитории своих государств и близлежащих регионов.
Следует напомнить, что сеть Интернет существует с 1969 г. (если считать за точку отсчета создание ARPANet, а затем и NSFNet) и до середины 1990-х ею пользовалось в основном научно-образовательное сообщество и правительственные структуры, по большей мере в США. Резкий рост Интернета произошел после создания World Wide Web (WWW) на основе гипертекста (1990 г.), и появления первых графические браузеров — Mosaic (1993 г.) и Netscape (1994 г.). Соединение этих двух технологий (гипертекст с возможностью представления графики) сделал Интернет привлекательным для бизнеса и рекламы, что привело к его лавинообразному росту. Об этом свидетельствуют данные о числе компьютеров, подключенных к Сети (так называемых хостов — hosts): если в 1990 г. их количество составляло всего около 300 тыс. и 90 % из них находились в США, то в 1995 г. хостов стало более 6 млн, в 1996 г. — более 16 млн, в 1997 г. — 26 млн, в 1998 г. — 36 млн, и далее резкий рост до 160 млн в 2003 г. (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Динамика роста мирового Интернета
По данным Hobbes’ Internet Timeline (1969 – 2003 гг., количество хостов и веб- серверов ) [8]
Следует отметить, что статистика роста Интернета, основанная на учете хостов, в настоящее время уже не отражает фактическое количество компьютеров имеющих подключение к Сети. Дело в том, что она основана на подсчете IP-номеров компьютеров (как рабочих станций, так и узлового оборудования — серверов, маршрутизаторов и т.п.). В настоящее время многие корпоративные сети используют незначительное количество IP-номеров для компьютеров, являющихся «шлюзами» доступа в Интернет (маршрутизатор, брандмауэр, веб-сервер, сервер баз данных, почтовый), тогда как рабочие станции локальных компьютерных сетей не имеют номеров, зарегистрированных в Интернете. Соответственно через один IP-номер могут работать сотни и даже тысячи компьютеров, которые никогда не попадут в статистику подсчета хостов. Думается, что через некоторое время рост количества хостов в Интернете замедлится, и постепенно эти данные будут в значительной степени отражать динамику изменения численности узловых компьютеров.
С 1993 г наблюдается неуклонное возрастание числа веб-серверов — с 600 серверов в 1993 г. до 600 тыс. в 1996 г. (период формирования «Всемирной паутины») и затем существенный скачек произошел с 1999 г (9,6 млн. серверов) до 2001 г. (36,6 млн — см. рис. 1.1). Характерно, что именно на этот период относится самое существенное увеличение количества пользователей Интернета — с 200 млн в 1999 г. до 550 млн в 2001 г. (рис. 1.2). Следует также отметить, что эти данные нельзя относить к количеству веб-сайтов, т.к. обычно на одном сервере располагается несколько сайтов. Несомненно, что одним из определяющих факторов, стимулирующих рост интернет-аудитории, является информационное наполнение Сети.
Рис. 1.2. Динамика роста Интернет-аудитории
По данным Nua Internet Surveys (1995 – 2002 гг., количество пользователей в мире [9] и США [10] )
Гистограмма, представленная на рис. 1.2 наглядно демонстрирует динамику роста Интернет-аудитории начиная с 1995 г. Обращает на себя внимание, что до 1998 г. в общей структуре Интернет-пользователей превалировали жители США, но с 2000 г. ситуация резко изменилась. Видно, что двукратное увеличение Интернет-аудитории произошло за счет роста количества пользователей Сети в других странах мира.
Рис. 1.3. Пользователи Интернета в различных регионах мира
По данным агентства eTForecasts (1998 – 2004 гг.) [11]
Данные, опубликованные агентством eTForecasts (рис. 1.3), позволяют понять, за счет какого региона происходит рост Интернет-аудитории в мире? В первую очередь это Азия (традиционно в этот регион включают также Океанию и Австралию), а среди азиатских стран наибольшие темпы по освоению Интернета сейчас показывает Китай. По прогнозу этого же агентства в 2007 г. численность азиатской Интернет-аудитории достигнет 600 млн чел., тогда как в Северной Америке предполагается всего около 250 млн, в Западной Европе — около 270 млн, в остальных регионах (Восточная Европа, Латинская Америка, Средний Восток вместе с Африкой) количество пользователей Сети не превысит 90 – 110 млн чел. в каждом регионе. Тем самым, к 2007 г. доля проживающих в государствах Азии, Океании и Австралии может составить около 40 % всей интернет-аудитории.
Важным качественным показателем, характеризующим степень использования Интернета в повседневной жизни, является количество домохозяйств, имеющих высокопроизводительное соединение с Сетью. Агентство eMarketer на основании данных о количестве таких домохозяйств в 2000 – 2003 гг. опубликовало прогноз роста широкополосного доступа на 2004 и 2005 гг. в региональном разрезе (рис. 1.4). Видно, что азиатский регион с 2002 г. имеет большее количество домохозяйств с высокоскоростным соединением (24,2 млн), чем Северная Америка (20,6 млн) и Западная Европа (11,5 млн). Причем явно прослеживается тенденция опережающего роста этого средства коммуникации в Азии (до 67,4 млн в 2005 г.). Соответственно можно сделать вывод о том, что рост количества пользователей Интернета в Азии происходит в значительной степени за счет подключения новых узлов высокоскоростного доступа.
Рис. 1.4. Количество домохозяйств, использующих высокоскоростной доступ в Интернет в различных регионах мира
По данным eMarketer (2000 – 2003 гг. и прогноз на 2004 и 2005 г .) [12]
Распространение количества пользователей Интернета по странам мира представлено в табл. 1.1. По данным агентства eTForecasts в 2001 г. на долю 15 стран-лидеров приходилось 76 % всех Интернет-пользователей в мире. Это свидетельствует о неравномерности распределения Интернет-аудитории по различным странам, несмотря на то, что к 2000 г. по данным UNEP доступ в Интернет имели около 220 стран мира [13].
Таблица 1.1. Рейтинги стран по количественным показателям использования Интернета
По данным eTForecasts, 2001г.
Количество пользователей Интернета
Доля населения, использующего Интернет