Информационно-вычислительная сеть ОВД
3.8. Информационно-вычислительная сеть ОВД Защита прав и свобод граждан России, включая право на личную неприкосновенность и безопасность, права собственности; эффективное реагирование на изменения в криминогенной обстановке, борьба с наиболее опасными видами преступлений и улучшении правопорядка в стране невозможны без создания стройной системы информационного обеспечения органов внутренних дел от уровня горрайлиноргана до федерального уровня. В решении этой глобальной задачи можно выделить ряд ключевых проблем: 1.Обеспечение информационного обслуживания ( по запросам и в инициативном порядке) органов внутренних дел России, оперативных служб других заинтересованных ведомств в вопросах оперативно-справочной, розыскной и криминалистической информации; 2.Обеспечение полноты и достоверности статистической информации на основе укрепления учетно-регистрационной дисциплины. По оценкам специалистов, на уровне горрайлинорганов в дежурных частях, у оперработников, следователей, сотрудников других подразделений на документах первичного учета, в учетных журналах и других носителях накапливается до 70% всей информации , циркулирующей в органах внутренних дел, которая формирует банк оперативно-справочной и оперативно-розыскной информации. Структура и порядок формирования оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учетов органов внутренних дел России определены Приказом МВД России от 31.08.1994 г. № 400 “О формировании и ведении централизованных оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел Российской Федерации”, положениями которого должны руководствоваться сотрудники информационной службы в своей работе. В соответствии с нормативными документами МВД России, на информационных работников штабов горрайлинорганов возлагается организация учетно-регистрационной и статистической работы и контроля за своевременностью регистрации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях. Качественное и эффективное решение двух первых задач на современном этапе невозможно без применения новейших информационных технологий, без создания интегрированных банков данных разного уровня (локального — горрайлинорганы, регионального — МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, федерального — МВД России) для оперативно-розыскных и криминалистических учетов, объединение их в единое информационное пространство, что предоставит быстрый и удобный доступ к информации с рабочих мест сотрудников ОВД в любое время суток в режиме реального времени. Диапазон применения компьютерных технологий в области информационного обеспечения ОВД достаточно широк — от обработки статистики правонарушений до межмашинного обмена информацией оперативно-розыскного, справочного и криминалистического назначения в рамках территориальной информационно-вычислительной сети локального (горрайлинорганы), регионального (зонального) и федерального уровней.
Рекомендуемые материалы
Беспроводная территориально-распределенная компьютерная сеть строительной компании ООО «Спецтехмонтаж»
Таким образом, формирование единой информационно-вычислительной сети органов внутренних дел с обеспечением прямого доступа пользователей (в первую очередь уровня горрайлинорганов) к информационным массивам интегрированных банков данных в режиме реального времени является третьим приоритетным направлением деятельности информационных подразделений в системе МВД.
ЦА МВД России | |||||
Главное управление | Главное управление | ||||
ЛВС | ЛВС | ||||
ПК | ПК | ПК | ПК | ПК | ПК |
ГИЦ МВД России | |||||
Компьютер | Абонентский | Компьютер | |||
связи | компьютер | коммуникации | |||
Федеральный банк | |||||
данных | |||||
СПД МВД | |||||
России | |||||
ИЦ УВД | |||||
Компьютер | Абонентский | Компьютер | |||
связи | компьютер | коммуникации | |||
Региональный банк | |||||
данных | |||||
СПД УВД | |||||
региона | |||||
ГРОВД | Отдел милиции | Райотдел | |||
ПК | ПК | терминал |
Структура информационного обеспечения МВД России Планируется объединение на логическом уровне региональных банков данных нескольких МВД, УВД близлежащих областей, находящихся в зоне экономического района. Такие зональные центры (в пределах 10 на территории Российской Федерации) будут обеспечивать требуемый уровень интеграции информационных ресурсов и способствовать реальному формированию единого информационного пространства подразделений ОВД. Нормативной базой для проведения крупномасштабных работ по компьютеризации ОВД является “Концепция развития системы информационного обеспечения ОВД в борьбе с преступностью”, утвержденная приказом МВД России от 12 мая 1993 г., на основе которой разработаны основные принципы создания ИВС, предложены типовые архитектурные и программно-технические решения, разрабатываются комплексы прикладных программных средств. В целом концепция и техническое задание на создание ИВС ориентированы на несколько уровней сбора, обработки и накопления информации. На уровне горрайлинорганов рабочими местами являются персональные компьютеры IBM PC/386, объединенные, если это необходимо, в локальную вычислительную сеть. На более высоком уровне основной системы являются такие компьютеры, как IBM 486 и MX-300, MX-500 фирмы “Сименс-Никсдорф” с большими объемами жестких дисков и оперативной памяти и высокой скоростью обработки данных. Эти компьютеры работают под управлением многопользовательской операционной системы UNIX и используют систему управления базами данных Oracle. Основным достоинством ОС UNIX является возможность системными средствами решать проблему одновременной работы многих пользователей с разграничением их доступа к системным ресурсам и данным, независимо от способа подключения этих пользователей. Все это послужит основой формирования региональных информационных сетей ОВД, объединяемых затем в единую информационно-вычислительную сеть МВД Российской Федерации, которая в техническом плане представляет собой совокупность связанных каналами и линиями связи информационно-вычислительных центров (районов, крупных городов, республик, краев и областей, экономических зон России в целом) с подключенными к ним терминалами в горрайлинорганах и службах МВД, УВД. Сейчас в органах внутренних дел России накоплен значительный массив оперативно-розыскной и справочной информации, необходимой работникам правоохранительных органов для проведения оперативно-следственных и розыскных мероприятий, а также для решения других служебных задач. Только в автоматизированных базах данных, а также ручных картотеках ГИЦ и ИЦ МВД-УВД сосредоточено более 76 млн. объектов. В целом, по экспертным оценкам, в ОВД ежегодно создается более 350 млн. документов, из них примерно 10% — фактографических. В настоящее время постоянный информационный обмен ведется на трех уровнях: · МВД России (ГИЦ) — информационный фонд — 45 млн. док.; · МВД, ГУВД, УВД — информационные центры — 77 млн. док.; · Горрайлинорганы и учреждения — 250-300 млн. док. Задачи информационных подразделений горрайлиорганов в этом направлении определяются приказами МВД России от 12 мая 1993 года № 229 “Концепция развития системы информационного обеспечения органов внутренних дел в борьбе с преступностью” и № 420-93 г. К этим задачам относятся: · внедрение перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций, локальных вычислительных сетей, типовых программных средств и автоматизированных рабочих мест для обобщения и анализа информации, информационной поддержки оперативно-служебной деятельности горрайлиноргана внутренних дел; · обеспечение единообразия и совместимости средств вычислительной техники и телекоммуникаций, работоспособности общесистемных и прикладных программных средств, их адаптацию с учетом специфики эксплуатируемых автоматизируемых систем обработки информации; Вместе с этой лекцией читают «1 — Краткое содержание дисциплины». · изучение передового опыта в области компьютеризации, а также совершенствование технологии обработки информации. Создание интегрированной вычислительной сети органов внутренних дел позволит обеспечить информационное взаимодействие различных подразделений оперативных служб, дежурных частей УВД, дежурных частей служб следствия и дознания, паспортной службы, ГАИ, разрешительной службы, городских и линейных органов внутренних дел с центральным банком данных (в масштабах города, области, региона, страны), содержащих информацию всех служб абонентов сети. Кроме того, абонентами сети могут выступать службы прокуратуры, суда, ФСК, налоговые и таможенные службы. Все абоненты сети являются одновременно и потребителями, и поставщиками информации в интегрированные банки данных. Главное достижение не в объеме информации, а в оперативности ее получения. Там, где сейчас требуются часы, а нередко и дни, с созданием ИВС потребуются минуты. Кроме того, совместное функционирование в рамках ИВС интегрированных банков данных общего пользования даст возможность обеспечить единство информационной поддержки основных стадий уголовно-процессуальной деятельности. Концентрация в рамках ИВС сигнальной, ориентирующей, розыскной и доказательственной информации, обеспечение логической взаимосвязи ее компонентов позволит, кроме того, повысить информированность каждого оперативного работника, создаст условия для более эффективного использования накопленной информации в процессе расследования, раскрытия и профилактики преступлений. Создание интегрированной вычислительной сети также позволит информационной службе перейти от традиционных ныне видов статистической и оперативно-справочной работы по поддержке в раскрытии и расследовании преступлений к ориентированию правоохранительных органов на розыск преступников; к проведению сравнительной (предвари- тельной) идентификации способов совершения преступлений, следов и вещественных доказательств, описаний лиц и примет похищенного имущества; к выявлению в инициативном порядке криминогенных структур (связей, групп, соотношений событий и т.д.); к оказанию действенной помощи в анализе и прогнозировании оперативной обстановки.