«Умные» светофоры: как будет работать система и поможет ли тверским улицам
Особо загруженные перекрестки Твери — от Железнодорожного вокзала до Речного вокзала – становятся «умными». Здесь внедряют систему, которая в теории должна помочь как водителям, так и пешеходам – для первых уменьшить время в пробках, для вторых – повысить безопасность за счёт увеличения зеленой фазы. Как это выглядит на деле, жители областной столицы начали наблюдать уже с октября.
О том, как будет работать система и поможет ли она тверским улицам, «Вести Тверь» спросили у Ивана Морданова, заместителя директора по строительству, эксплуатации и развитию интеллектуальных транспортных систем ООО «Швабе-Москва».
— Иван Сергеевич, объясните доступным языком, что такое «умный» светофор и как он работает?
— Постараюсь быть максимально понятным. Итак, «умный» светофор от «глупого/обычного» отличается тем, что он видит автомобили или их отсутствие, считает их скорость и плотность движения друг относительно друга и, в зависимости от этого, включает зелёный или красный свет. Важно отметить, что «умный» светофор думает о пешеходах — он не позволяет им ждать невыносимые 190+ секунд «зеленого человечка», до минимума снижая это время.
Помимо этого, конкретно наша технология позволяет светофорам общаться между собой и создавать сетевое управление. С точки зрения общей картины — это очень важная функция. Например, чтобы минимизировать ситуации, когда на пересечениях с Тверским проспектом скопившийся от улицы Советской хвост блокирует Новоторжскую, и далее по цепочке останавливаются многие городские дорожные артерии.
— Насколько нам известно, у системы есть несколько режимов управления, какие они и как будут применяться?
— Хорошо, все-таки у нас будет минутка транспортной инженерии. У светофоров существуют следующие режимы работы:
1. Фиксированный/локальный режим – на его основе до нашего проекта работали объекты в Твери. Принцип такой: транспортные инженеры выходят, считают потоки транспорта, рассчитывают программы для утра, дня и вечера и загружают их в светофоры.
Дальше происходит следующее. Независимо от текущей обстановки светофор включает ту программу, которая загружена в него, а она, как вы понимаете, оптимальная для всех возможных случаев — что автоматически не может быть эффективно, и мы видим сотни секунд «пустого» зеленого — без машин. И бегающих на красный свет пешеходов. Стоит ли критиковать кого-то за такой режим работы? Ни в коем случае, просто без внедрения технологий иное невозможно.
2. Адаптивный режим — о нем мы коротко уже поговорили. Светофорные объекты при помощи детекторов, в нашем случае, это вшитые в дорожное полотно индуктивные петли, считают автомобили, их скорость, плотность потока и убирают пустые «зеленые», перекидывая это время на другие направления, в том числе на пешеходов. Тем самым, мы в значительной степени увеличиваем оборачиваемость на каждом перекрёстке и эффективность использования всей сети возрастает.
Дальше возникает вопрос увязки светофоров друг с другом, и мы переходим к следующему режиму — сетевое адаптивное управление.
3. Сетевое адаптивное управление, тут же скажем про координированное управление, — это когда один объект понимает, что происходит на соседних. Помимо этого, считает параметры потока и исполняет свою роль в комплексной модели управления городом.
Например, синхронно включается красный свет на пересечении Тверского проспекта с Новоторжской и Советской улицами. И происходит перепуск транспорта с указанных улиц до полного его выкачивания оттуда и так далее.
Кстати, именно такой принцип и на этой же технологии СпецДорПроект реализовал на 1-ой Тверской-Ямской улице в Москве. Есть в этом некоторое созвучие.
— Светофоры будут работать одинаково днем и ночью?
— Не будут, и это важно. Ночью участников дорожного движения меньше. Пешеходы с помощью кнопки смогут вызывать себе «зелёный» и спокойно переходить дорогу, экономя время и не перебегая на «красный». Для автомобилистов также дорога будет свободнее, и сократится ожидание.
— Расскажите немного о комплексе оборудования, применяемом на «умных перекрестках». Помимо детекторов, считывающих приближающийся транспорт, будут ли камеры, а новые дорожные знаки?
— Во-первых, все что мы устанавливаем отечественное — от оборудования и до программного обеспечения — и принадлежит холдингу АО «Швабе» и дочерней компании ООО «СПЕЦДОРПРОЕКТ». Почему это так — отдельная история, но за нашу практику работы с зарубежными системами, которой уже больше 12 лет, мы однозначно поняли — хочешь сделать эффективно, надёжно и качественно — сделай сам. И у нас это получилось, подтверждение чему — долгосрочная апробация систем на дорогах Москвы и других городов России.
Во-вторых, в рамках всего проекта мы устанавливаем и сервера, и комплексное программное обеспечение, которое позволит заказчику не только управлять светофорами, а осуществлять мониторинг метеоусловий для управления дорожными службами, контролировать работу общественного транспорта и увязывать ее с теми же светофорами и многое другое. Также будут установлены детекторы транспорта для сбора интенсивности движения на перегонах между светофорными объектами, метеорологические комплексы.
Внедряемая нами Интеллектуальная транспортная система будет соответствовать 1 уровню цифровой зрелости по Федеральной шкале.
Всего есть пять уровней. Показатели зрелости учитывают различные параметры, такие как наличие центров управления дорожным движением и общественным транспортом, охват средствами сбора данных городских дорог и другие.
Если говорить только про умные светофоры, то помимо детекторов устанавливаются самые технологичные на рынке дорожные контроллеры – компьютеры, управляющие светофорами, камеры телеобзора, где необходимо — новые светофоры, кнопки для пешеходов, бело-лунные секции (секция под светофором в виде силуэта пешехода и стрелки, — прим. редактора) — такого в Твери, вроде бы раньше не было.
— Система будет собирать данные для анализа и корректировки дорожного движения?
— Безусловно да, и в этом есть прямой смысл, потому что система призвана стать ушами, глазами и руками, чтобы оперативно можно было принимать решения по спецмероприятиям и изменению движения в городе. Ранее таких инструментов не было, и это в значительной степени усложняло все рабочие процессы.
Отдельное спасибо хочу сказать представителям правительства Тверской области, которые принимают участие в этом проекте, за их погружённость, желание сделать качественный проект и выжать из наших передовых систем максимум, сделав жизнь горожан и гостей комфортнее и безопаснее.
Запустить на самом первом этапе центральную улицу города, скажу я Вам, очень ответственная задача, даже для такой подготовленной команды как наша, а в своей сфере мы сегодня самые крупные в России — более 1000 человек работают у нас онлайн на дорогах городов и в управляющих офисах. Более того, если внимательно изучить техническое задание, видно, как работы по долгосрочному проекту начинаются с самых центральных улиц города, что доказывает профессионализм представителей региона.
— Испытывать умные светофоры начали больше 10 лет назад в Москве. С того времени они появляются не только в столице, но и в других регионах страны. Насколько жизнь автомобилистов стала проще, системы показывают себя эффективно?
— По Москве можно сказать так: там не только умные светофоры, так как в столице реализуется очень комплексная стратегия, которая затрагивает и строительство новых станций метрополитена, запуск новых видов транспорта, строительство крупных трасс — скоростных диаметров и так далее. Но, однозначно, Интеллектуальная транспортная система играет ключевую роль в управлении дорожным движением.
В рамках тверского проекта, если упрощать, будет установлена полноценная мини-версия московской системы, необходимая для решения тех задач, которые конкретно стоят перед агломерацией.
Про другие города скажу так: в Южно-Сахалинске, Челябинске и Рыбинске, где мы ставили свои объекты, стало значительно лучше с дорожным движением.
— Вернемся в Тверь. Когда закончится монтаж и в полном объеме запустится работа светофоров на участке от ж/д вокзала до пересечения Комсомольского проспекта с улицей Горького?
— Согласно контракту, мы обязаны все сделать до 18 ноября. Правительство региона четко поставило нам задачу. Необходимо включить центральную улицу города, так как нас ждут предновогодние часы пик. Эту информацию мы вместе с властями тоже анализируем и готовимся.
— И последнее. Ждут ли нас какие-либо инновации в сфере регулировки дорожного движения? Есть ли понимание, что будет дальше – за умными светофорами?
— Любая инновация, прежде чем начать влиять на жизнь людей, должна быть испытана со всех сторон.
Я за внедрение конкретных, работающих технологий, которые апробированы и позволяют сделать жизнь комфортнее и безопаснее, поэтому мы приняли решение участвовать в этом проекте. ИТС первого уровня зрелости там, где ее никогда не было, это уже серьёзный шаг в сторону развития.
— Спасибо Вам!
По словам собеседника, центр Твери – лишь начало, внедрять интеллектуальную транспортную систему продолжат. В течение двух лет «умными» станут перекрестки на Московском шоссе, улицах Вагжанова, Советская, Академика Туполева, проспектах Калинина, Ленина, Николая Корыткова, Петербургском шоссе, набережной Афанасия Никитина и других.
Добавим, что проект реализуется по поручению губернатора Игоря Рудени в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги».
ЧТО ГОВОРЯТ ВОДИТЕЛИ
«Так как я не был в местах расположения «умных» светофоров в часы пик, то не могу оценить эффективность их работы или ее отсутствие, но минус, который уже сейчас бросается в глаза — это то, что совершенно неизвестно, когда после красного загорится зеленый сигнал светофора. Если говорить о ночном движении – то да, по Тверскому проспекту и улице Чайковского проезд стал занимать меньше времени», — Андрей.
«Пока сложно быть объективным. Я езжу только через один перекрёсток, который оборудовали «умными» светофорами, по пути на работу и домой. Как по мне — ничего не изменилось с их установкой, в час пик всё равно одну фазу я простаиваю точно, не успеваю проехать, речь идет про перекрёсток Чайковского-Склизкова.
Я посещал сайт организации, почитал что к чему, на словах всё неплохо, но, как мне кажется, в час пик это не решит проблему перегруженности основных улиц. Однако судить о пользе «умных» светофоров можно только по объективным показателям, а для этого нужно собирать статистику. Я уверен, что со временем все привыкнут к нововведениям и оценят их по достоинству, если эти достоинства будут», — Роман.
СЛОВО ПЕШЕХОДУ
«Умные» перекрестки в Твери — тема новая, к ней нужно привыкнуть, в ней нужно разобраться. Пока это всё только стартовало, сложно сформировать однозначное отношение. В принципе, «светофоры» удобные. Больше не надо стараться быстро перебежать весь перекрёсток, например, Тверского проспекта и улицы Новоторжской. Или, когда ты не успел к пешеходному переходу на «зелёный», теперь нет необходимости долго ждать, чтобы перейти дорогу. Раньше особенно раздражало, когда машин нет — а ты вынужден стоять и ждать «зелёный» полторы минуты. Теперь подбегаешь, нажимаешь на кнопочку и практически сразу же получаешь результат. Так что, система удобная и полезная для города. Но информационных табличек о правилах использования не хватает», — Ярослава.
Фото/текст: Дмитрий Куропаткин / Вести Тверь.