Технологии дистанционного обучения через сеть интернет

2.9 Технология дистанционного обучения

Дистанционное обучение–это комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).

Дистанционное обучение – это обучение на расстоянии.Система дистанционного обучения позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помощью персонального компьютера и выхода в сеть Интернет. Место расположения компьютера не имеет значения, поэтому учиться можно дома, на работе, в on-line классе одного из центров дистанционного обучения, а также в любом другом месте, где есть ПК с подключением к сети Интернет. Это важнейшее преимущество дистанционного обучения перед традиционными формами обучения.

Система дистанционного обучения обязательно должна обеспечивать выполнение следующихфункции:

  • доставка обучаемым основного объема изучаемого материала с помощью информационных технологий;
  • интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения;
  • предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала;
  • оценка знаний и навыков обучаемых в процессе обучения [3].
  • рассылка печатных материалов по почте (характерное для традиционного заочного обучения);
  • рассылка аудио-видео-кассет и СD-ROM;
  • через интерактивное ТВ и видеоконференции;
  • через телеконференции, IRC, MOO, MUD (на базе сети Internet);
  • через электронную почту и листы рассылки (на базе сети Internet);
  • через WWW .
  • синхронные учебные системы;
  • асинхронные учебные системы.
  • интерактивное телевидение,
  • видеоконференции,
  • компьютерные телеконференции,
  • IRC,
  • MUD,
  • MOO.
  • глобальные (международные и федеральные) – («Глобальный лекционный зал», «Университет мира», «Международный электронный университет»);
  • региональные системы дистанционного обучения – в рамках региона;
  • локальные системы дистанционного обучения – в рамках города, ВУЗа и т.п.
  • кейс-технологии, когда учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс от англ. case) и передаются (пересылаются) обучаемому для самостоятельного изучения (с периодическими консультациями у назначенных ему тьюторов);
  • TV-технологии, которая базируется на использовании телевизионных лекций с консультациями у тьюторов;
  • сетевой технологии, построенной на использовании сети Интернет, как для обеспечения обучаемого учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия тьютора и обучаемого и обучаемых между собой.
  • программы изучения дисциплин с методическими указаниями по выполнению контрольных, курсовых и выпускных работ;
  • печатные фундаментальные учебники и учебные пособия по каждой из дисциплин курса;
  • специальные печатные учебно-практические пособия с тестами для самоконтроля и контроля;
  • обзорные (установочные) аудио- или видеолекции по каждой дисциплине курса;
  • лабораторные практикумы;
  • компьютерные электронные учебники и/или компьютерные обучающие программы по всем дисциплинам курса.
  1. возможность удаленного обучения иностранцев, инвалидов и людей с различными отклонениями;
  2. возможность обучаться в индивидуальном темпе;
  3. свободный доступ учащихся к базам данных, библиотечным каталогам и другим информационным ресурсам;
  4. удобство при ведении личных дел учащихся;
  5. интерактивность (возможность быстрого обмена информацией);
  6. возможность проходить тестирование в режиме прямого доступа.
  1. отсутствие личного общения с преподавателем;
  2. необходимость жесткой самодисциплины, самоконтроля;
  3. необходимость использования специальной техники (персональный компьютер, доступ в Интернет);
  4. сложности с аутентификацией пользователя при проверке знаний;
  5. недостаток практических умений и навыков.
Читайте также:  Снять ограничение скорости мобильного интернета мтс

Источник

Технологии дистанционного обучения

Технологии удаленного обучения

E-learning

Дистанционное обучение развивается уже больше 300 лет. За это время появились не только более удобные и быстрые способы передачи материала ученикам, но и педагогические методики, которые повышают качество и эффективность обучения на расстоянии.

Из этой статьи вы узнаете, что такое технологии дистанционного обучения, какими они бывают, какие преимущества, недостатки и перспективы у них есть.

Что такое технология дистанционного обучения?

Технологии дистанционного обучения – это комплекс технических и методических инструментов, обеспечивающий все необходимые процессы для качественного обучения.

Технологии дистанционного обучения решают такие задачи, как:

  1. Передача учащемуся учебных материалов
  2. Обеспечение возможности самостоятельного обучения
  3. Тестирование учащегося и контроль его знаний
  4. Получение обратной связи от преподавателя

Без этих элементов образовательный процесс затрудняется и теряет качество результатов.

Какими бывают технологии дистанционного обучения?

Технологии дистанционного обучения различаются по многим факторам, таким как:

  • способ доставки учебного материала от преподавателя ученику
  • способ связи между учеником и преподавателем
  • интерактивность уроков
  • наличие или отсутствие индивидуального подхода к студенту
  • обучение по общему расписанию или выстраивание своего собственного
  • способ контроля усвоения знаний
  • и другие

На основе этих критериев в наше время выделяют три вида технологий дистанционного обучения:

Кейс-технология

Кейс-технология – это передача учащемуся готового набора учебно-методического материала для самостоятельного изучения. Это старейший вид дистанционного обучения, но он все еще пользуется спросом, особенно при заочном обучении в вузе. Обратная связь осуществляется через проверку контрольной работы преподавателем или консультантом и повторной ее отправкой студенту.

Из его плюсов – малое отличие методического подхода от традиционного обучения, из-за чего существует много эффективных способов скомпоновать курс.

Из минусов – если учебные материалы передаются на физических носителях – в виде книг, CD-дисков, флеш-накопителей – стоимость обучения для преподавателя растет прямо пропорционально количеству учеников. Кроме этого у такого вида дистанционного обучения очень низкая интерактивность, что значительно снижает его качество.

Читайте также:  Тариф скорость интернет соединения

ТВ-технология

ТВ-технология – это дистанционное обучение посредством телевидения. Студенты получают видеоуроки в хорошем качестве через свой телевизор. Такого рода дистанционное обучение было популярно во второй половине прошлого века и сильно повлияло на развитие e-learning – интерактивного вида обучения с использованием большого количества мультимедиа.

Из плюсов такого вида обучения – доступность и интерактивность, хорошее качество передачи изображения.

Минусы – зависимость от расписания уроков для студентов и высокая цена создания и запуска такого обучения для автора курса.

Сетевая технология

Сетевая технология – это дистанционное обучение, при котором ученик получает доступ к урокам через Интернет или локальную сеть. Относительно новая технология дистанционного обучения, которая стала трендом и заняла большую часть рынка обучения за последние годы.

У нее больше плюсов, чем минусов. Например, возможность связи и получения обратной связи от преподавателя, высокая интерактивность, обучение в удобное время, простой доступ к материалу и его разнообразие. Также техническая простота создания и доступа к этой технологии делает ее цену выгодной для учащихся.

Минусы – это необходимость иметь минимальную компьютерную грамотность и доступ в Интернет для студента и преподавателя.

Перспективы развития технологий дистанционного обучения

За последние 20 лет самым перспективным видом дистанционного обучения стало онлайн-обучение. То, что у большинства людей есть компьютер или гаджет с доступом в Интернет, делает его отличной средой для образования.

К техническим перспективам развития относится снижение цены на гаджеты и развитие технологий виртуальной и дополненной реальности. Последние уже нашли свое применение в корпоративном обучении крупных корпораций, таких как РЖД и Газпром. Возможность изучить внутреннее строение и процессы работы с помощью дополненной или виртуальной реальности помогает сотрудникам получить необходимый опыт работы с отсутствием рисков. Кроме этого, технологии позволяют создавать тренажеры, которые помогают оттачивать практические навыки в том, в чем раньше на расстоянии было невозможно.

С точки зрения методик обучения, все большей популярностью пользуется мобильное обучение и микрообучение.

Мобильное обучение делает получение знаний более доступным и удобным для пользователей. А система микрообучения позволяет быстро получить нужный навык или информацию, просто пройдя короткий урок. Она переводит обучение в такой же удобный способ поиска необходимого, как поиск в Интернете, но с качественно лучшими результатами.

Читайте также:  Оценка скорости моего интернета

Также сохраняется тренд на использование e-learning – системы обучения, построенной на разнообразном и доступном для понимания мультимедиа-материале и работе с тренажерами и автоматическими тестами для закрепления материала. Из этой статьи (статья про илернинг) вы можете узнать больше о e-learning.

Системы геймификации обучения – введение в них элементов игры – это новый тренд, который уже доказал свою эффективность как в обучении детей, так и взрослых, как в любительских курсах, так и в сложном корпоративном обучении. Прочитайте эту статью, чтобы узнать больше о выгоде от игрофикации своего курса и способах это сделать. (статья про геймфификацию)

В программном обеспечении за последние годы тоже возникли серьезные изменения. Все больше онлайн-педагогов и владельцев компаний переводят свое обучение в Интернет. В связи с этим платформы для его размещения и системы дистанционного обучения – СДО – развиваются семимильными шагами. На данный момент современные СДО очень просты в управлении, поддерживают множество форматов учебных материалов и уроков, автоматизируют рутинные процессы и оптимизируют обучение для преподавателя и студента.

В качестве послесловия

Дистанционное обучение за 300 лет прошло историю развития от курсов, рассылаемых через газету, до целых школ, вмещающихся в телефон. Вместе с техникой развивались педагогические и методологические процессы, чтобы обучение на расстоянии смогло стать прямым конкурентом традиционных уроков. Конечно, некоторым навыкам невозможно обучить без постоянной практики и обратной связи от эксперта, но подавляющее большинство обучающих курсов отлично передаются и на дистанцию. Это стало возможным благодаря развитию технологий дистанционного обучения.

В самой распространенной классификации выделяют три технологии: кейсовая, ТВ и сетевая. Каждая из них решает какие-то отдельные задачи лучше остальных, поэтому нужно знать их сильные и слабые стороны, чтобы выбрать подходящую.

Самой перспективной технологией дистанционного обучения является сетевая. Простота и удобство доступа к ней, постоянное развитие, небольшая цена и простота в использования делают ее доступной для большинства. Максимальной эффективности сетевые технологии дистанционного обучения достигают при использовании СДО, поэтому перед тем, как запускать свой онлайн-курс, изучите рынок систем и выберите оптимальную для вас.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector