Теория интернет социальных сетей

Социальные сети: понятие, виды, технологические возможности продвижения

Огнева, А. С. Социальные сети: понятие, виды, технологические возможности продвижения / А. С. Огнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (351). — С. 75-79. — URL: https://moluch.ru/archive/351/78875/ (дата обращения: 16.07.2023).

В статье представлены ключевые научные подходы к интерпретации понятия «социальная сеть», охарактеризованы предпосылки к появлению и развитию социальных сетей в современном понимании, предпринята попытка классификации социальных сетей в соответствии с их функционалом, а также выявлены основные возможности применения социальных сетей для организации продвижения.

Ключевые слова: информационное общество, цифровые технологии, социальная сеть, коммуникация, социальные медиа, продвижение.

Современное информационное общество отличается высокой степенью информатизации, повышением статуса и роли знаний, появлением разнообразных цифровых технологий, а также значительной трансформацией социальных отношений. Внедрение цифровых технологий во все сферы общественной жизни приводит к тому, что изменяется структура социально-экономических отношений, информационная среда становится более насыщенной и динамичной, меняются способы коммуникационного взаимодействия между людьми. Одним из уникальных феноменов современного информационного общества являются социальные сети. Появившись всего лишь два десятилетия назад, они обрели огромную популярность во всем мире, а потому их исследование и анализ представляется актуальной и практически значимой научной проблемой.

Впервые термин «социальная сеть» был введен в употребление социологом Дж. Барнсом в 1950-е годы. Данное понятие интерпретировалось автором как «определенный круг индивидов, которые поддерживают знакомство друг с другом». Барнс описывает социальную сеть в виде множества точек, которые взаимосвязаны между собой. Точками в этой системе являются конкретные люди, интегрированные в единое сообщество посредством социальных связей [1, c. 15].

Наиболее всестороннее осмысление феномен социальных сетей получил в работах испанского социолога М. Кастельса, который сформулировал теорию сетевого общества. Данный термин ученый применяет для описания формирующихся в настоящее время социальных структур.

Согласно данной теории, современная общественная структура создается социальными сетями бизнеса, общества и государственных органов, которые формируют особый тип культуры, разворачивающейся в виртуальной реальности [5, c. 47].

Предшественниками социальных сетей можно считать гостевые книги, которые представляли собой специальные веб-приложения, предназначенные для комментариев посетителей, а также форумы и блоги. Постепенно на базе данных форматов коммуникационного взаимодействия стали формироваться сетевые сообщества, которые чуть позже оформились в социальные сети [3, c. 13]. Характерной чертой социальных сетей выступает наличие межличностных связей между их участниками.

Читайте также:  Меры безопасности при использовании сети интернет

Наиболее массовые и популярные социальные сети, имеющие максимальное количество пользователей во всем мире, представлены на рис. 1.

Самые популярные социальные сети в мире, (млрд. пользователей в месяц) [6]

Учитывая широкое разнообразие существующих в настоящее время социальных сетей и сервисов, целесообразно предпринять попытку их классификации. Так, в частности, в таблице 1 представлена типология социальных сетей на основании основных функций каждой площадки.

Типология социальных сетей

Характеристики

Социальные сети

Данный вид социальных сетей обеспечивает коммуникации между широким кругом участников. Это наиболее массовые социальные сети, предполагают обязательное наличие профиля

Интеграция персональных отзывов для публичного пользования

Обмен знаниями, образовательным контентом

Распространение и потребление визуального контента

Обмен сообщениями и медиафайлами

Ведение авторских записей

Публикация текста и медиафайлов

В современном мире популярность социальных сетей беспрецедентна. Согласно отчету аналитического агентства, Digital Global 2021, за первый месяц нового года количество новых пользователей социальных площадок составило полмиллиарда человек. В 2020 году во всем мире создавалось около 1,3 миллионов новых аккаунтов ежедневно [6].

На сегодняшний день среднестатистический пользователь посвящает новым медиа не менее 2,5 часов. Аналитики прогнозируют, что в 2021 году при сохранении данной тенденции все глобальное сообщество социальных сетей проведет в них не менее 3,7 трлн. часов, или 420 млн. лет [6]. Несомненно, что столь мощное влияние социальных медиа в современном обществе не могло остаться без внимания со стороны бизнес-структур, которые стараются применять коммуникационный потенциал социальных площадок и сервисов для продвижения своих товаров и брендов.

На сегодняшний день, согласно актуальным данным медиа исследований, самые популярные сети в России — это YouTube, Instagram и ВКонтакте. Высокие показатели охвата «зрелой» аудитории имеет в нашей стране социальная сеть Facebook [6]. С точки зрения организации коммуникационного продвижения данные интернет-ресурсы имеют хорошие перспективы и возможности. Рассмотрим их более детально.

Социальная сеть ВКонтакте является одной из самых многочисленных социальных платформ в России. Постоянная аудитория данной социальной площадки составляет несколько миллионов пользователей. Продвижение в данной социальной сети перспективно осуществлять посредством тематических сообществ, которые объединены на основании общих тем и интересов. Данная площадка предоставляет также возможности таргетирования целевой аудитории (по возрасту, полу, географическому признаку, интересам и увлечениям аудитории), что значительно увеличивает эффективность и действенность рекламных и PR- коммуникаций.

Читайте также:  Безопасность интернет сетей доклад

Международная социальная сеть Facebook, в свою очередь, является одной из самых популярных в мире. Помимо многомиллионной аудитории пользователей, данный ресурс включает профили международных компаний и брендов, предлагающих своим подписчикам ценный и разнообразный контент. С точки зрения организации рекламных и маркетинговых коммуникаций, Facebook имеет множество разнообразных инструментов, которые определяют основные возможности SMM-продвижения продуктов и услуг в различных странах мира.

Социальная сеть Twitter представляет собой интернет-ресурс, объединяющий множество микроблогов пользователей, и высоко ценится специалистами как канал для проведения PR-кампаний. Twitter предоставляет компаниям возможность таргетированного продвижения на определенную целевую группу, а также распространения рекламной и PR-информации о компаниях и брендах.

В последние 2–3 года большие возможности для продвижения товаров и услуг предлагает социальная сеть Instagram. Современное общество характеризуется доминированием визуального восприятия, поэтому, созданный как сервис для обмена фотографиями, Instagram превращается сегодня во все более перспективный канал для проведения рекламных и PR- кампаний. Многие компании создают свои профили в данной социальной сети для распространения брендированного контента визуального характера.

Статистика использования социальных сетей компаниями малого и среднего бизнеса в целом коррелируется с их популярностью. Так, на первом месте находится социальная сеть «ВКонтакте»: почти половина предпринимателей используют эту соцсеть в своей работе. Второе место занимают «Одноклассники»: в них ведут свои аккаунты 22 % опрошенных компаний, на третьем месте с долей 11 % находится «Фейсбук».

При этом, по данным исследования компании The State of Social, только у половины предприятий малого бизнеса есть задокументированная стратегия коммуникаций в социальных сетях. Для сравнения отметим, что крупный бизнес немного ответственнее относится к этому вопросу, нежели небольшие компании (60 % заявили, что такой документ у них имеется) [4].

Цели использования корпоративных страниц в социальных сетях у предпринимателей разные. 36 % участников нацелены на повышение узнаваемости компании среди потенциальных заказчиков. 28 % используют социальные сети для общения с существующими клиентами и получения от них обратной связи, и столько же уверены, что получают новый канал продаж. А 7 % компаний верят, что с помощью социальных аккаунтов смогут стимулировать текущих клиентов принять решение о покупке (рис. 2).

Основные цели применения социальных сетей в бизнесе [4]

Рис. 2. Основные цели применения социальных сетей в бизнесе [4]

Читайте также:  Windows 10 гаджет скорость интернета

По данным портала Allbiz, российский малый и средний бизнес в большинстве случаев для поддержки своих соцсетей располагает ресурсами для найма специального сотрудника: в 40 % компаний ответственным лицом является менеджер по маркетингу, в 20 % — менеджер по развитию. Остальные привлекают фрилансеров либо специализированное рекламное агентство, доли таких фирм составляют по 20 % [4].

Основными инструментами продвижения в социальных сетях являются:

  1. публикация и распространение брендированного контента;
  2. размещение таргетированной рекламы;
  3. использование инструментов нативной рекламы;
  4. проведение интерактивных акций, флешмобов, конкурсов и других специальных мероприятий;
  5. сотрудничество с топовыми блогерами (маркетинг влияния);
  6. распространение фото- и видеоконтента;
  7. продвижение через социальные сети отзывов и рекомендаций; вирусный маркетинг в социальных сетях.

Таким образом, социальные сети в современном обществе — это новый канал коммуникаций, не имеющий аналогов с точки зрения масштабности, оперативности, доступности и охвата. Уникальные свойства и характеристики социальных сетей превращают их в эффективный инструмент продвижения в бизнесе. Технологии продвижения в социальных сетях позволяют достигать маркетинговых целей как крупным и известным брендам, так и стартапам, что выражается в повышении уровня узнаваемости бренда, укреплении лояльности потребителей, формировании вовлеченности аудитории в коммуникации с брендом.

  1. Алексеева Е. Н., Попов К. Г. Социальная сеть как явление современного общества: история развития и общая характеристика // Актуальные проблемы социального, экономического и информационного развития современного общества / Всероссийская научно-практическая конференция. Башкирский государственный университет. 2016. С. 14–17.
  2. Дубровский М. О. История возникновения и развития социальных сетей // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 23. С. 1908–1913.
  3. Кривоносова А. С., Якуничева Е. Н. История и анализ развития социальных сетей // Известия высших учебных заведений. Технология легкой промышленности. 2018. Т. 42. № 4. С. 11–16.
  4. Малый бизнес считает социальные сети эффективным каналом продаж [Электронный ресурс] — URL: https://www.cossa.ru/149/106336/www.ntmedia.ru (дата обращения 22.02.2021).
  5. Пожидаева А. А. Формирование теории сетевого общества // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2011. № 2. С. 45–52.
  6. Черноусов И. Как изменятся социальные сети в 2021 году // Российская газета [Электронный ресурс] — URL: https://rg.ru/2021/02/15/kak-izmeniatsia-socialnye-seti-v-2021-godu.html (дата обращения 22.02.2021).

Основные термины (генерируются автоматически): сеть, социальная сеть, компания, современное общество, бренд, возможность, зрение организации, коммуникация, Россия, современное информационное общество.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector