- Модели сетевого взаимодействия образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
- Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилова Ольга Николаевна
- Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шилова Ольга Николаевна
- Текст научной работы на тему «Модели сетевого взаимодействия образовательных организаций»
Модели сетевого взаимодействия образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилова Ольга Николаевна
В статье обосновывается значимость сетевого взаимодействия образователь-ных организаций в современных социокультурных условиях, дается определение се-тевого взаимодействия в образовании. Предложены и содержательно раскрыты уровни, методы и модели сетевого взаимодействия образовательных организаций.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шилова Ольга Николаевна
Инновационные модели распределенных методических систем переподготовки и повышения квалификации педагогических работников (в условиях сетевого взаимодействия)
Распределенная модель сетевого взаимодействия как механизм формирования управленческих умений руководителей школы
Историко-педагогический анализ сетевого взаимодействия вузов в условиях быстро меняющейся социокультурной и экономической среды
The importance of educational institutions’ networking in modern sociocultural condi-tions and definition of networking in education are presented in the article. The results of re-search levels, methods and models of educational institutions’ networking are presented and substantially disclosed.
Текст научной работы на тему «Модели сетевого взаимодействия образовательных организаций»
МОДЕЛИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В статье обосновывается значимость сетевого взаимодействия образовательных организаций в современных социокультурных условиях, дается определение сетевого взаимодействия в образовании. Предложены и содержательно раскрыты уровни, методы и модели сетевого взаимодействия образовательных организаций.
The importance of educational institutions’ networking in modern sociocultural conditions and definition of networking in education are presented in the article. The results of research levels, methods and models of educational institutions’ networking are presented and substantially disclosed.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, модель сетевого взаимодействия, новый образовательный результат.
Key words: networking, networking model, new educational result.
Мир, в котором мы живем, постоянно меняется. Он многополярен и разнороден. Главной чертой современной эпохи философы считают переходность. И именно переходность ставит науки о человеке, к которой мы относим и педагогику, в сложную ситуацию. «Современными культурными формами самоопределения человека являются такие формы, как мировая сеть и автономная личность», — утверждает С. А. Смирнов. И продолжает, осмысливая эти формы как крайности бытия современного человека: «. с одной стороны есть новая среда обитания современного человека — мировые сети. И с другой стороны, возможна . реально такая действительность, как траектория атомарных личностей по этой мировой сети. . С одной стороны -атомарная личность, всегда возможная, лишь собой детерминированная, с другой стороны — сеть, выступающая фактически аналогом принципиально открытого мира» [1]. В. М. Розин, анализируя образование в условиях модернизации и неопределенности, выделяет четыре основных образовательных системы: традиционную европейскую, прагматическую американскую, религиозно-эзотерическую и сетевую, формирующуюся в наше время. Сетевая система «.ориентирована на идеи корпоративности, конструктивности, рефлексивности, проектности и ряда других» [2, с. 24-25].
Система образования призвана сыграть важную роль в переходе страны к инновационному пути развития. Социальные трансформации, происходящие в российском социуме на протяжении последних десятилетий, многочисленные внутрисистемные противоречия обнаружили существенные изъяны сложившейся системы управления. Например, громоздкость системы, ее чрезмерную инерционность, нарушение связи звеньев управления, неразвитость демократических процедур руководства. Кроме этого, очевиден дисбаланс между внешними, директивными и внутренними, самоорганизующимися началами общественной жизни, что закономерно привело к нарушению равновесия между институтом администрирования и общественным самоуправлением.
Одним из возможных ответов на вышеуказанные вызовы может выступить сетевое взаимодействие образовательных, научных и иных организаций, цель которого — обеспечение качества образования, соответствующего теку-
щим и будущим изменениям. Формирование на наших глазах и востребованность самой жизнью сетевой системы образования подтверждается увеличивающимся количеством сетей в реальной практике образования. Так, например, появилось понятие «сетевая педагогика», уже заявили о себе и развиваются сети школ, сети учителей, сети педагогических вузов, сети учреждений дополнительного профессионального педагогического образования (эти и предыдущие в форме ассоциаций). Более того, сетевые формы взаимодействия институализируются; ст. 15 п. 1 закона «Об образовании в Российской Федерации» гласит: «Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций» [3]. Под сетевым взаимодействием в образовании будем понимать механизм становления динамичных инновационных и ценностных отношений между образовательными и иными организациями, субъектами образования с целью обеспечения качества образования, адекватного вызовам времени, требованиям общества и государства. Функционирование этого механизма опосредовано использованием информационных и коммуникационных технологий.
Становление сетевого взаимодействия в практике образования может быть рассмотрено как последовательно организуемый (линейный) процесс, с одной стороны, предполагающий несколько уровней развертывания, и как нелинейный процесс, с другой стороны, предполагающий появление новых акторов сети на разных уровнях развития взаимодействия. Предложено четыре уровня развития сетевого взаимодействия образовательных организаций: (1) информационный (предполагает согласование намерений, анализ имеющихся у сторон ресурсов и возможностей, особенностей нормативной базы, выбор и создание среды устойчивых и открытых информационных потоков); (2) ресурсный (предполагает разработку плана совместных сетевых мероприятий, распределение функций и делегирование полномочий; отбор, обсуждение и доработку конкурентоспособных ресурсов, проведение их взаимной оценки на соответствие стандартам качества); (3) коммуникативный (предполагает запуск сетевых практик; активные коммуникативные связи внутри сетевых практик и между ними; развитие горизонтального управления); (4) проектный (предполагает наличие разнообразных сетевых практик (учебных, коммуникативных, экспертных, оценочных, креативных), выходящих на конкретный результат, способствующих саморазвитию, принятию и реализации смыслов изменений в профессиональной деятельности). Последовательная реализация предложенных уровней развития сетевого взаимодействия составляет этапы развития механизма этого взаимодействия.
В логике освоения и развертывания уровней сетевого взаимодействия предложено использовать четыре группы методов организации сетевого взаимодействия образовательных организаций: (а) информационно-
деятельностные — способы работы с различного вида образовательной и научной информацией; (б) коммуникативно-деятельностные — способы обсуждения образовательной и научной информации, установления взаимосвязей между её отдельными блоками и организации коммуникативной
деятельности; (в) рефлексивно-деятельностные — способы осмысления образовательной и научной информации и перевода её в личностные ценности, знания и опыт; (г) проектно-деятельностные — способы освоения и изменения образовательной практики для повышения качества получаемых образовательных результатов.
Осмысление принципов и использование методов, определяющих развертывание и функционирование сетевого взаимодействия, актуализирует значимость разработки моделей сетевого взаимодействия образовательных организаций, использование которых на практике может определяться различными целями и стартовыми условиями организаций, включающихся во взаимодействие.
Существуют исследования, результатами которых является построение различных моделей сетевого взаимодействия, среди которых ядерная, узловая, сотовая, ступенчатая и др. [4]. Однако, с учетом условий и уровней сетевого взаимодействия образовательных организаций, модели их сетевого взаимодействия имеют свои особенности и специфику. Среди них: модель ассоциации, узловая, комбинаторная, комплиментарная. Проектирование и реализация данных моделей обусловлены различными целями и стартовыми условиями образовательных организаций, включающихся во взаимодействие, и базируется на выделении уровней сетевого взаимодействия, с которыми у предлагаемых моделей прослеживается прямая связь:
Информационный уровень ^ Ресурсный уровень ^
Коммуникативный уровень ^ Проектный уровень ^
Модель ассоциации Узловая модель Комбинаторная модель Комплиментарная модель
Модель ассоциации реализуется на информационном уровне сетевого взаимодействия, используется для развития горизонтальных связей между образовательными организациями, нацеленных на развитие договоренностей о сотрудничестве, создание условий для образования и поддержания устойчивых открытых информационных потоков, конструктивное сотрудничество и партнерство. Узловая модель во взаимосвязи с содержанием ресурсного уровня сетевого взаимодействия предполагает отбор, обсуждение, доработку конкурентоспособных ресурсов, проведение их взаимной оценки на соответствие стандартам качества, распределение функций и делегирование полномочий образовательным организациям для развития и предоставления ресурсов разных видов во взаимное использование. Комбинаторная модель на основе совместного использования ресурсов предполагает запуск сетевых практик между образовательными организациями, активные коммуникативные связи внутри сетевых практик и между ними, развитие горизонтального управления. Комплиментарная модель может быть эффективна на проектном уровне сетевого взаимодействия образовательных организаций. Именно в рамках этой модели при реализации проектов наиболее ярко проявляется необходимость совместного использования ресурсов и практик не только образовательных, но и иных организаций (науки, культуры, здравоохранения и т. д.).
Сетевое взаимодействие образовательных организаций представляет собой: (а) системный феномен, источниками которого являются актуальные для развития современного общества вызовы, с одной стороны, и переосмысленные педагогической наукой и практикой в контексте быстро меняющегося мира особенностей, условий и возможностей развития человека; (б) способ освоения содержания образования и организации образовательного взаимодействия для получения результатов нового качества, а именно: формирование современного сетевого стиля мышления и управления педагогической деятельностью; формирование новых качеств и компетенций учителей и обучающихся, способствующих реализации непрерывного образования в течение всей жизни, становлению обучающихся организаций и сообществ; осмысление и проектирование информационных образовательных сред сотрудничества, новых педагогических условий, оказывающих положительное влияние на результаты процесса образовательной и профессиональной деятельности.
1. Смирнов С. А. Человек перехода / Antropolog.ru Электронный альманах о человеке [Электронный ресурс]. — URL: http://www.antropolog.ru/doc/persons/smirnov/persons_2 (дата обращения: 10.03.2015).
2. Розин В. М. Образование в условиях модернизации и неопределенности: Концепция. -М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. — 80 с.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ: Российская газета, документы [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 10.03.2015).
4. Абанкина И. В., Абанкина Т. В., Осовецкая Н. Я. Реструктуризация сетей и эффективность бюджетного сектора. — М.: ГУ ВШЭ, 2006.