Электронная коммерция в интернете
Электронная коммерция (e-commerce) — это сфера экономики, объединяющая различные виды финансовых и торговых операций, осуществляемых в сети Internet, а также включающая бизнес-процессы, связанные с осуществлением этих операций.
Об основных терминах и разновидностях e-commerce будет рассказано в представленной статье.
Что такое электронная коммерция
К компаниям, работающим в сфере e-commerce, относятся фирмы, которые, как правило, специализируются на:
- различных видах рекламы и предоставлении информации о товарах;
- выписке счетов, проведении платежей в различных формах;
- консалтинговых услугах;
- реализации товаров через интернет.
При этом в деятельности таких компаний могут использоваться следующие ключевые понятия:
- площадки — корпоративные сайты, лендинги, аккаунты в социальных сетях или электронные торговые площадки, на которых представлены товары или услуги;
- трафики на целевую площадку — количество потенциальных покупателей, привлеченных с помощью контекстной рекламы, SEO или SMM;
- службы снабжения или закупок, позволяющие компаниям решать вопросы приобретения и хранения продукции, продаваемой на интернет-площадках;
- системы управления отношениями с клиентами, которые позволяют обрабатывать поступающие на сайт заказы. Чаще всего для этого задействуется система CRM;
- службы доставки — физические точки, где клиенты компаний могут получить свои покупки.
Преимущества электронной коммерции в интернете
Использование технологий электронной коммерции дает торговым интернет-компаниям возможность:
- снизить издержки на рекламу, передачу и обработку данных;
- поддерживать показатели продаж на высоком уровне благодаря привлечению новой целевой аудитории;
- задействовать для взаимодействия с клиентами небольшое число персонала;
быстро масштабировать и расширять бизнес; - выйти на рынки, охватывающие территорию за пределами региона или страны.
Системы и формы электронной коммерции
E-commerce системы, в зависимости от направления деятельности компаний и характера контрагентов, делятся на:
- B2B (Business-to-Business) — «Бизнес для бизнеса». Эта разновидность коммерции в интернете предполагает совершение сделок, заключение партнерских контрактов по поставкам и продажам и иные отношения между юридическими лицами (субъектами рынка). Деятельность по системе B2B осуществляется на специально созданных для этих целей интернет-площадках с задействованием интерактивных баз данных;
- B2C (Business-to-Consumer) — «Бизнес для потребителя». В данной системе обмен различными продуктами осуществляется между юридическими и физическими лицами в виде розничных продаж;
- B2G (Business-to-Government) — «Бизнес для правительства». В данной системе различные муниципальные органы или государственные инстанции взаимодействуют с юридическими лицами;
- С2С (Consumer-to-Consumer) — «Потребитель для потребителя». Эта отрасль электронной коммерции предназначена для заключения сделок между частными лицами по объявлениям, размещенным на сайтах площадок;
- G2C (Government-to-Citizens) — «Правительство для граждан». В данной области e-commerce гражданам предоставляется доступ к различной государственной информации для информационной поддержки, проведения платежей или получения документов.
Электронная коммерция чаще всего имеет форму:
- интернет-магазина — продаж широкого перечня товаров на специализированных ресурсах (по системам B2C и B2B);
- онлайн-сервиса — для оказания каких-либо услуг (например, приема коммунальных платежей, штрафов и регистрационных взносов) в режиме on-line (по системам G2C, B2C и B2B);
- систем электронных торгов — по системе B2G. Сделки в этой форме e-commerce проводятся в виде тендеров, конкурсов и котировок. Наиболее наглядный пример этой системы — портал госзакупок;
- торговых площадок, на которых участники могут быть как заказчиками и покупателями, так и поставщиками и продавцами. На таких площадках публикуется и актуализируется информация о товарах, работах и услугах, размещается реклама и предоставляется возможность доставки. Торговые площадки наиболее часто используются в системах C2C, B2C и B2B.
Более подробно ознакомиться с принципами и возможностями e-commerce все желающие смогут в рамках курсов, представленных ЦРК БИ (ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКЕ) НИУ ВШЭ. Записаться на обучение по данному направлению можно на нашем сайте.