Памятка «Терминология классического танца»
Pas (па) – шаг; движение или комбинация движений; употребляется как равнозначное понятию «танец».
Pas d`actions (па де акшн) – действенный танец.
Pas de deux (па де де) – танец двух исполнителей, обычно танцовщика и танцовщицы.
Pas de trois (па де труа) – танец трех исполнителей, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика.
Pas de quatre (па де катр) – танец четырех исполнителей.
Adagio (адажио) – медленно, медленная часть танца.
Allegro (аллегро) – быстро, прыжки.
Allongee (алонже) – от гл. удлинить, продлить, вытянуть; движение из адажио, означающее вытянутое положение ноги и скрытую кисть руки.
Degage (дегаже) – освобождать, отводить.
Aplomb (апломб) – устойчивость.
Preparation (препарасьон) – приготовление, подготовка.
Port de bras (пор де бра) – упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.
En face (ан фас) – прямо; прямое положение корпуса, головы и ног.
Croisee (круазе) – поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.
Efface (эфасэ) – развернутое положение корпуса и ног.
Ecartee (экартэ) – отводить, раздвигать; поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.
En tournant (ан турнан) – от гл. «вращать»; поворот корпуса во время движения.
En dedans (ан дедан) – внутрь, в круг.
En dehors (ан деор) – наружу, из круга.
Demi (деми) – средний, небольшой.
Arabesque (арабеск) – поза, название которой происходит от стиля арабских фресок.
Attitude (аттитюд) – поза, положение тела; поднятая вверх нога полусогнута.
Tire-bounchon (тир бушон) – «закручивать, завивать»; поднятая нога находится в полусогнутом положении вперед.
Passe (пассе) – от гл. «проводить, проходить»; связующее движение, проведение или переведение ноги.
Sur le cou-de-pied (сюр ле ку де пье) – положение одной ноги на щиколотке другой, опорной.
Demi-plie (деми плие) – маленькое приседание.
Grand-plie (гранд плие) – большое приседание.
Battement (батман) – размах, биение.
Battement tendu (батман тандю) – отведение и приведение вытянутой ноги, не отрывая носка от пола.
Jete (жете) – бросок ноги на месте или в прыжке.
Grand battement (гранд батман) – большой батман.
Battement frappe (батман фраппэ) – движение с ударом, или ударное движение.
Battement double frappe (батман дубль фраппэ) – движение с двойным ударом.
Battement fondu (батман фондю) – мягкое, плавное, «тающее» движение.
Soutenu (сотеню) – от гл. «выдерживать, поддерживать, втягивать».
Battement soutenu (батман сотеню) – выдерживать, поддерживать; движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное движение.
Battement developpe (батман девлоппе) – раскачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90* в нужное направление.
Releve (релеве) – от гл. «приподнимать, возвышать»; подъем на пальцы или полупальцы.
Relevelent (релевелян) – медленный подъем ноги на 90*.
Petit battement (пти батман) – маленький батман, на щиколотке опорной ноги.
Balancoire (балансуар) – «качели», применяется в grand battement jete.
Balance (балансе) – «качать, покачиваться»; покачивающееся движение.
Batterie (батри) – барабанный бой; нога в положении sur le cou-de-pied проделывает ряд мелких ударных движений.
Pas de bourree (па де буре) – чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.
Dessus-dessous (десю-десу) – верхняя-нижняя часть, над-под, вид рas de bourree.
Pas couru (па курю) – пробежка по шестой позиции.
Pas de bascue (па де баск) – шаг басков; для этого движения характерен счет 3/4 или 6/8 (трехдольный размер), исполняется вперед и назад.
Rond de jambe par terre (ронд де жамб пар тер) – круговое движение ноги по полу, круг носком по полу.
Rond de jambe en l`air (ронд де жамб ан лер) – круг ногой в воздухе.
Port de bras (пор де бра) – наклоны корпуса, головы.
Renverse (ранверсе) – от гл. «опрокидывать, переворачивать»; опрокидывание корпуса в сильном перегибе и в повороте.
Tour chaine (тур шене) – «сцепленный, связанный»;быстрые повороты, следующие один за другим.
Tour en l`air (тур ан лер) – тур в воздухе.
Pirouette (пируэт) – «юла, вертушка»; быстрое вращение на полу.
Fouette (фуэте) – от гл «стегать, сечь»; вид танцевального поворота, быстрого, резкого; открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.
Sauté (соте) – прыжок на месте по позициям
Sissonne (сисон) – вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.
Sissonne simple (сисон симпл) – простой прыжок с двух ног на одну.
Sissonne fermee (сисон ферме) – закрытый прыжок.
Sissonne tombee (сисон томбе) – прыжок с падением.
Sissonne ouverte (сисон уверт) – прыжок с открыванием ноги.
Assemble (ассамбле) – от гл. соединять, собирать; прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе; прыжок с двух ног на две ноги.
Changement de pieds (шажман де пье) – прыжок с переменой ног в воздухе (в V позиции).
Echappe (эшаппэ) – прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую.
Glissade (глиссад) – «скольжение»; прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.
Cabriole (кабриоль) – прыжок на месте с подбиванием одной ноги другой.
Coupe (купэ) – подбивание; отрывистое движение, короткий толчок.
Pas ballonne (па балонэ) – раздувать, раздуваться; продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le cou-de-pied.
Pas ballotte (па балоттэ) – колебаться; движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя через центральную точку; корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.
Pas emboite (па амбуате) – от гл. «вкладывать, вставлять, укладывать»; прыжок, во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.
Pas chasse (па шассе) – партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.
Pas ciseaux (па сизо) – ножницы; прыжок с выбрасыванием вперед по очереди ног, вытянутых в воздухе.
Pas de chat (па де ша) – кошачий шаг; скользящий прыжок с ноги на ногу, когда в воздухе одна нога проходит мимо другой.
Jete ferme (жете фермэ) – закрытый прыжок
Jete passé (жете пассе) – проходящий прыжок.
Brise (бризе) – разбивать, раздроблять; движение из раздела прыжков с заносками.
Entrechat (антраша) – прыжок с заноской.
Pas failli
Pas failli [Па фаи] по полу — исполняется только по IV позиции ног. Исходное положение: любая малая, средняя или большая поза с раскрытой ногой по IV позиции вперед или назад, на croisée или effacée.
Во время исполнения Pas failli [Па фаи] опорная нога вытягивается — releve (высокие полупальцы). Рабочая нога одновременно приподнимается от пола (если была в позе носком в пол) и остается раскрытой. Затем, опорная нога быстро и плавно опускается в Demi-plie [Деми-плие], а рабочая нога, опускаясь, переводится через I позицию в IV (противоположную исходной). Вес тела переносится на рабочую ногу, опорная вытягивается носком в пол. Далее, можно закончить движение в любой малой, средней или большой позе.
Необходимо помнить, что движение Pas failli [Па фаи] делается слитно и равномерно.
Pas failli [Па фаи] с прыжком
Движение может исполняться с небольшим прыжком, в основном вперед, реже назад. Музыкальный размер 2/4 или 3/4. Исходная позиция ног V, épaulement croisée [эпальман круозе]. Demi-plie [Деми-плие], голова развернута к выдвинутому вперед плечу. С прыжком вся фигура поворачивается на épaulement effacée [эпальман эфасе], руки из подготовительного положения приподнимаются во II пониженную позицию, голова переводится к вновь выдвинутому вперед плечу. В момент взлета, открытая нога раскрывается назад на 45º, при исполнении Pas failli [Па фаи] вперед. При исполнении Pas failli [Па фаи] назад, закрытая нога раскрывается вперед на 45º. Приземление происходит на не раскрытую ногу в Demi-plie [Деми-плие]. Раскрытая нога остается в воздухе.
Закончить движение можно приемом assemble [ассамбле] в V позицию ног или в arabesque [арабеск].
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
Термины классического танца.
Цель данной записи – помочь ученикам Школы мюзикла в освоении материала по хореографии. Рекомендуем первый месяц обучения регулярно перед уроками открывать эту страницу и вспоминать термины для того, чтобы ваши уроки были более продуктивными и вы занимались на каждом новом уроке осваиванием новых элементов, а не только повторением уже пройденного материала.
Pas (фр. – pa, рус. – па) — шаг; движение или комбинация движений; употребляется, как равнозначное понятие «танец».
Позиции Ног.
1-я позиция – пятки сведены вместе, носки разведены максимально в стороны, ноги плотно прижаты друг к другу.
2-я позиция – между пятками расстояние, примерно равное длине стопы, носки разведены максимально в стороны.
3-я позиция – пятка впереди стоящей ноги прикрывает собой пятку позади стоящей ноги, носки разведены максимально в стороны, ноги плотно прижаты друг к другу.
4-я позиция – носки разведены максимально в разные стороны (у правой ноги вправо, у левой – влево), одна из ног стоит впереди другой таким образом, чтобы стопа впереди стоящей ноги полностью перекрывала стопу ноги, стоящей позади.
5-я позиция – аналогична 4-й с той лишь разницей, что стопы плотно прижаты друг к другу.
Позиции рук.
Термины классического танца.
Allonge (рус. – аллянже) – удлинённый, продлённый, вытянутый;
пальцы кисти чуть вытянуты в длину, каждый пальчик не соприкасается друг с другом
Passe – (рус. – пассе) – носок у колена.
Pordebras – (рус. – пор де бра) – «перегибы туловища»: наклон вперед, назад, или в сторону.
Temps lie – (рус. – тан лие) – маленькое адажио.
Balance – (рус. – балансе) – «покачивание», маятниковое движение ног вперед кверху – назад книзу, вперед – назад, вперед – назад кверху.
Упражнения у станка.
- Demi plie – (рус. – деми плие) – маленькое приседание. Grand plie – (рус. – гранд плие) – большое, глубоко приседание
2. Battement tendus – (рус. – батман тондю) – скользящее движение стопой в положение ноги на носок вперед, в сторону, назад с возвращением скользящим движением в исходное положение (далее ИП)
Battement tendus jeté – (рус. – батман жете) – скользнув по полу, нога выбрасывается в воздух на 45’.
Picce-(рус. – пикке) – «колющий»: быстрое касание носком пола.
3. Rond de jambe par terre – (рус. – ронд де жамб пар тер) – круговые движения ноги по полу в направлениях en dehors и en dedans.
En dedans (рус. – ан дедан) – направление движения или поворота к себе, вовнутрь.
En dehors (рус. – ан деор) – направление движения или поворота от себя или наружу.
4. Вattement fondu – (рус. – батман фондю) – «тающий» батман. Одновременное сгибание и разгибание ног в тазобедренном и коленном суставах.
Положение sur le cou de pied-(рус. – сюр ле ку де пье) – положение ноги на щиколотке.
5. Вattement frappe – (рус. – батман фрапэ) – короткий удар стопой о голеностопный сустав опорной ноги и быстрое разгибание в коленном суставе (25’, 45’) в положение на носок или книзу.
6. Petit battement sur le cou–de–pied – (рус. – пти батман сюр ле ку де пье)-«маленький удар»-поочередно мелкие, короткие удары стопой в положение ку де пье впереди и сзади опорной ноги.
7. Adagio (рус. – адажио) – медленно, плавно. Подъем ноги на 90’ и выше. Включает в себя гранд плие, девлюпе, релевелян. Слитная связка.
Relevelent – (рус. – релевелян) – «поднимать» медленно, плавно. Поднятие ноги вперед, в сторону или назад.
Développe – (рус. – девлёпе) – «раскрывание», подъем ноги через положение passé
8. Grand battement – (рус. – гранд батман) – «большой бросок, взмах» на 90° и выше через положение ноги на носок.