Понятие интрасети. Назначение, функции, состав
Интранет (интрасеть) — в отличие от сети Интернет, это внутренняя частная сеть организации. Как правило, интранет — это Интернет в миниатюре, который построен на использовании протокола IP для обмена и совместного использования некоторой части информации внутри этой организации. Это могут быть списки сотрудников, списки телефонов партнёров и заказчиков. Чаще всего под этим термином имеют в виду только видимую часть интранет — внутренний веб-сайт организации. Основанный на базовых протоколах HTTP и HTTPS и организованный по принципу клиент-се́рвер, интранет-сайт доступен с любого компьютера через браузер. Таким образом, интранет — это «частный» Интернет, ограниченный виртуальным пространством отдельно взятой организации. Intranet допускает использование публичных каналов связи, входящих в Internet, (VPN), но при этом обеспечивается защита передаваемых данных и меры по пресечению проникновения извне на корпоративные узлы.
Первые интранет-веб-сайты и домашние страницы начали появляться в организациях в 1990—1991
Интранет Экстранету; доступ к интранету предоставлен только служащим организации, в то время как к экстранету могут получить доступ клиенты, поставщики, или другие утверждённые руководством лица. В Экстранет-технологии помимо частной сети, пользователи имеют доступ к Интернет ресурсам, но при этом осуществляются специальные меры для безопасного доступа, авторизации, и аутентификации.
Экстранет (англ. extranet) — это защищенная от несанкционированного доступа корпоративная сеть, использующая Интернет-технологии для внутрикорпоративных целей, а также для предоставления части корпоративной информации и корпоративных приложений деловым партнерам компании.
Очевидная выгода использования интранет
· Высокая производительность при совместной работе над какими-то общими проектами
· Легкий доступ персонала к данным
· Гибкий уровень взаимодействия: можно менять бизнес-схемы взаимодействия как по вертикали, так и по горизонтали.
· Мгновенная публикация данных на ресурсах интранет позволяет специфические корпоративные знания всегда поддерживать в форме и легко получать отовсюду в компании, используя технологии Сети и гипермедиа. Например: служебные инструкции, внутренние правила, стандарты, службы рассылки новостей, и даже обучение на рабочем месте.
· Позволяет проводить в жизнь общую корпоративную культуру и использовать гибкость и универсальность современных информационных технологий для управления корпоративными работами.
Преимущества веб-сайта в интранет перед клиентскими программами архитектуры клиент-сервер
· Не требуется инсталляция программы-клиента на компьютерах пользователей (в качестве неё используется браузер). Соответственно, при изменениях функциональности корпоративной информационной системы обновление клиентского ПО также не требуется.
· Сокращение временных издержек на рутинных операциях по вводу различных данных, благодаря использованию веб-форм вместо обмена данными по электронной почте
· Кросс-платформенная совместимость — стандартный браузер на Microsoft Windows, Mac, и GNU/Linux/*NIX.
· Сеть может быть взломана и использована в целях хакера
· Непроверенная или неточная информация, опубликованная в интранет, приводит к путанице и недоразумениям.
· В свободном интерактивном пространстве могут распространяться нелегитимные и оскорбительные материалы.
· Легкий доступ к корпоративным данным может спровоцировать их утечку к конкурентам через недобросовестного работника.
· Работоспособность и гибкость интранет требуют значительных накладных расходов на разработку и администрирование.
Самая простейшая схема Intranet представлена на рис. 1.
Как видно из рис. 1, в организации сохраняется и локальная сеть и выход в Internet. Появляется лишь новый узел, называемый брандмауэром или firewall. Firewall – это компьютер с установленным на нем специальном программным обеспечением, позволяющим:
· идентифицировать любого входящего из вне пользователя с тем, чтобы запретить или разрешить ему доступ;
· распределять между пользователями права доступа;
· производить аудит и протоколирование вхождений, т.е. запись, кто, когда и зачем входил во внутреннюю сеть;
· использовать криптографию, т.е. шифрование секретной информации;
· применять экранирование, т.е. возможность односторонней передачи данных.
Рис. 1. Архитектура Intranet.
Одним из важнейших достоинств intranet с точки зрения принятия решений о целесообразности внедрения этих технологий на предприятии является многоуровневый характер их функциональных возможностей. К одному концу спектра функциональных возможностей интрасети относятся статические Web-страницы, которые заменяют корпоративные печатные документы или обеспечивают новый способ совместного использования информации; на другом находятся сложные клиентские интерфейсы для офисных серверных приложений. Естественно, что более высокий уровень функций стоит дороже. Определение уровня возможностей своей интрасети, составляющего часть этого спектра, обеспечивает основу планирования, которое может использоваться компаниями для руководства принятием бизнес решений и осуществлением инвестиций в технологии
Способность фирмы повысить уровень функциональности своей интрасети обуславливается рядом факторов, связанных с возможностью создания соответствующей сетевой инфраструктуры. Сеть на базе TCP/IP с доступом к Internet, защищенным с помощью брандмауэра, — это необходимый стартовый минимум. Наличие соединений между ПК, рабочими станциями, серверами и мэйнфреймами создаст массу благоприятных возможностей для интеграции знаний и опыта, накопленных в компании. Наличие специалистов по технологиям клиент-сервер и Internet существенно влияет на качество и время выполнения работы.
Уровень 1. Имея базовую сетевую инфраструктуру, организации могут сделать следующий шаг для построения интрасети. В течение одного-двух дней можно установить недорогие браузеры и Web-серверы с базовым информационным наполнением. Это самый распространенный способ создания интрасети «с нуля».
Организационное значение исходной конфигурации интрасети непосредственно связано с тем, насколько полезно ее информационное наполнение. Значимость этого наполнения способствует тому, что различные подразделения компании присоединяются к системе и добавляют информацию, и, следовательно, значимость интрасети экспоненциально увеличивается. Когда сеть начинает широко использоваться и появляется возможность доступа к «критической» массе данных, внимание администратора переключается на структуру и организацию информации.
Сети уровня 1 характерны для начального этапа совместного использования корпоративной информации. Являясь относительно простым, этот уровень, тем не менее, обеспечивает высокую отдачу от инвестиций.
Уровень 2. Со временем, когда пользователи обнаруживают, что найти нужную информацию становится все труднее и труднее, самая сильная сторона интрасети уровня 1 становится ее самой большой слабостью. Богатую сложную информацию трудно охватить с помощью структуры на основе ссылок. Значительный объем этой информации приводит к тому, что поиск нужных данных начинает требовать серьезных затрат времени. Поэтому на следующем этапе компания вводит поисковые средства.
Механизмы поиска информации и путеводители упрощают пользователям нахождение документов, однако приводят к усложнению системы, поскольку нуждаются в управлении индексами поиска. Кроме того, они заставляют администраторов с повышенным вниманием относиться к системной и сетевой производительности.
Инвестиции растут, поскольку многие из необходимых средств стоят намного дороже тех, которые требовались для интрасети уровня 1. Но при этом пользователи получают динамический доступ к статическим данным.
Уровень 3. Когда компания реализует интерфейсы между системой и существующими базами данных и приложениями, происходит переход к интрасети уровня 3. Это позволяет связать с интрасетью финансовые, кадровые, инженерные, коммерческие и другие приложения и базы данных, чтобы обеспечить к ним более широкий доступ с помощью простого в использовании клиентского интерфейса.
такую систему считают интрасетью с полным набором услуг. Для того чтобы обеспечить интерфейс с внешними ресурсами, требуется специализированный программный код. Во многих случаях необходим дополнительный код для интеграции информации из множества источников в единое представление.
Пользователи получают средства доступа нового поколения, которые помогают управлять все более усложняющейся информационной средой. Вместо осуществления запросов и поиска (по системе «вытягивания» информации), пользователи создают свои профили по интересам, на которые ориентируется система, принимая решение, какую информацию выдать Пользователь получает сообщение, когда интересующие его данные поступают в интрасеть или когда происходят определенные изменения элемента базы данных. Теперь интрасеть обеспечивает динамический доступ к динамическим данным.
Уровень 4. сложность и богатое информационное наполнение интрасети сделает возможной разработку нового поколения приложений. Данные о продажах будут взаимосвязаны с процессами отслеживания заказов, составления счетов и оплаты. В случае задержки поставок торговые агенты автоматически получат сообщения, которые позволят им оповестить заказчиков.
Организации будут разрабатывать приложения для настройки информации на специфические нужды пользователей. В качестве примера можно привести комплексную систему управления, которая обеспечит автоматическую реализацию продаж при выполнении определенных условий и составит расписание, автоматически устанавливающее связь с нужной информацией о служащем или клиенте, либо сведениями по конкретному вопросу для проведения деловой встречи или какого-нибудь мероприятия.
Интрасети будут вовлечены в процесс обслуживания заказчиков, интегрируя внутренние системы с продажами на базе Web, маркетинговыми и сервисными приложениями. Будет обеспечен персонифицированный доступ к персонифицированным данным внутри и — при соответствующих условиях — вне корпорации.
Большинство сегодняшних интрасетей находятся на уровне 1 или 2, главным образом потому, что продукты, необходимые для создания функциональности уровня 2, начали появляться совсем недавно. Интрасети уровня 3 станут разворачиваться в ближайшие два года, по мере того как будут возникать и достигать зрелости соответствующие продукты.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: