Mediascope расширила измерения мобильного интернета до всей России
Исследовательская компания Mediascope расширила географию измерений мобильного интернета — теперь они охватывают население всей России в возрасте от 12 лет, включая малые города и населенные пункты. Ранее мобильные исследования проводились только в городах с населением от 100 тыс. человек.
Все интернет-измерения Mediascope – как десктопные, так и мобильные — теперь обладают общей генеральной совокупностью и охватывают всю страну. Десктопная панель компании насчитывает 40 тыс. респондентов, мобильная — 13,5 тыс. Первые данные проекта WEB-Index по мобильной аудитории интернет-ресурсов и приложений по расширенной географии (за июль 2019 года) уже доступны в клиентском софте. Скоро они появятся в дашборде на сайте компании.
По данным установочного исследования WEB-Index за февраль-июль 2019 года, интернетом в России пользуются 95,8 млн человек в возрасте от 12 лет — это 78% населения страны. За последние два года проникновение интернета выросло на 10%. Это происходит в основном за счет увеличения проникновения мобильного интернета и роста числа интернет-пользователей среди населения старшего возраста. Количество пользователей интернета на мобильных устройствах за это время выросло на 24%, а на десктопных, наоборот, снизилось — на 3%. При этом, число тех, кто пользуется только мобильным интернетом, выросло на 50%.
Проникновение интернета в России
% населения в возрасте 12+ лет
Mediascope. Установочное исследование WEB-Index, февраль-июль 2017, февраль-июль 2018, февраль-июль 2019, Россия 0+, % населения в возрасте 12+ лет
Охват мобильного интернета продолжает расти во всех возрастных группах населения. Среди молодежи (12-34 лет) его проникновение уже превышает 90%, поэтому темпы роста в этой группе невысокие, а вот среди людей старшего возраста проникновение мобайла за последние два года выросло более, чем в 2 раза. В возрастной группе от 55 лет мобильным интернетом хотя бы раз в месяц пользуется уже треть населения. Также среди россиян этого возраста продолжает расти проникновение десктопа.
В городах с населением от 100 тыс. человек мобильным интернетом пользуются 47,1 млн человек — это 74% населения или 89% всех интернет-пользователей в возрасте от 12 лет. В малых городах и населенных пунктах (менее 100 тыс. человек) в интернет с мобильных устройств заходят 37,4 млн человек — это 64% населения или 87% всех интернет-пользователей. Однако в малых населенных пунктах доля интернет-пользователей, которые выходят в сеть только с мобайла, выше, чем в крупных городах — 41% против 27%.
Руслан Тагиев, генеральный директор Mediascope:
«Расширение мобильных исследований – важный шаг для нашей компании и вклад в прозрачность медиа-рекламной индустрии. Мы рассчитываем, что представленные данные помогут участникам рынка эффективнее анализировать аудиторию ресурсов и планировать рекламные кампании в интернете».
Аудитория крупнейших интернет-ресурсов в России
Mediascope. WEB-Index, июль 2019 г., Россия 0+, население 12+ лет, аудитория за месяц
Аудитория крупнейших мобильных приложений в России
Mediascope. WEB-Index, июль 2019 г., Россия 0+, население 12+ лет, аудитория за месяц
Аудитория крупнейших интернет-холдингов в России
Mediascope. WEB-Index, desktop & mobile, июль 2019 г., Россия 0+, население 12+ лет
Интернет по возрасту считают
Связанный с пандемией рост использования интернета не улучшил цифровые навыки россиян, разрыв в уровне компетенций между наиболее адаптированной к Сети молодежью и гражданами старшего возраста только вырос, заключают эксперты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) ВШЭ.
При этом они отмечают, что прирост аудитории интернета произошел все же за счет пользователей с низким уровнем цифровых навыков — их доля выросла с 39,3% в 2019 году до 44,1% в 2021-м. Доля россиян с базовым уровнем компетенций в Сети и выше базового практически не изменилась, составив в 2021 году 37,8% (36,4% в 2019-м). Поясним, что навыки анализировались на основе информации о действиях пользователей за три месяца по пяти направлениям: работа с информацией; коммуникации; настройка цифрового оборудования; использование онлайн-сервисов и работа с программами.
Развернуть на весь экран
Доля активных пользователей интернета (выходят в Сеть чаще одного раза в три месяца) среди россиян в возрасте от 15 лет увеличилась за 2019–2021 годы с 77,5% до 83,4%. Рост наблюдался в том числе среди пожилого населения: в 2021 году доля интернет-пользователей среди граждан в возрасте 55–64 лет составила 81,1% (67,4% в 2019 году); в возрасте 65–74 лет — 52,9% (39,5%). Увеличилась эта доля и среди людей старше 75 лет, хотя более 80% из них по-прежнему не пользуются интернетом.
Лучше всего цифровые навыки ожидаемо развиты у молодежи (15–24 года): 36,2% представителей этой группы владеют компетенциями на базовом уровне, 28,1% — на высоком. Более старшие россияне заметно отстают от них, в категории 45–54 года отсутствуют цифровые навыки у 51,4% граждан, 55–64 года — уже у 55,4%. Доля россиян в возрасте 65–74 лет, не имеющих цифровых навыков, составляет 42%, при этом доля тех, кто не выходил в Сеть в течение трех последних месяцев, достигла в этой категории 47,1%.
Самыми востребованными, по данным ИСИЭЗ, оказались коммуникативные навыки (отправка и получение электронной почты, участие в соцсетях, звонки) и работа с информацией. Специализированные навыки менее распространены так как преимущественно связаны с профессиональной деятельностью или другими потребностями, нерелевантными для большинства рядовых пользователей.
Доля пользователей интернета в России среди молодежи приблизилась к 100%
Доля пользователей интернета в возрасте от 12 до 24 лет в России приблизилась к 100% и составила 97,1% за февраль—ноябрь 2020 года, следует из данных Mediascope (есть у РБК).
В этой возрастной группе оказалось больше всего интернет-пользователей. В остальных категориях число тех, кто проводит время онлайн, снижается с увеличением возраста: в категории от 25 до 34 лет интернетом хотя бы раз в месяц пользовались 95,8% россиян, в категории от 35 до 44 лет — 93,7%, от 45 до 54 лет — 84,2% и в категории старше 55 лет — почти половина (49,7%).
Всего с февраля по ноябрь 2020 года в среднем хотя бы раз в месяц в интернет выходили 78,1% жителей страны старше 12 лет.
Чаще всего россияне выходят в интернет с мобильных телефонов, выяснили исследователи. Так, хотя бы раз в месяц смартфон для этой цели использовали 70,8% граждан, компьютер — 50,8%.
При этом исключительно мобильным телефоном для выхода в интернет в 2020 году пользовались 27,1% россиян. Больше всего эксклюзивных мобильных пользователей в России — в категории от 25 до 34 лет (36,1%).
Установочное исследование (по результатам которого были сделаны выводы о доле пользователей интернета в России в 2020 году) проводится Mediascope для измерения объема и структуры интернет-аудитории. Оно проводится по телефону в ежедневном режиме и включает более 35 тыс. интервью в год.
Mediascope: интернетом в России пользуются 80% населения старше 12 лет
По данным Mediascope, в апреле 2022 интернетом в России пользовалось 80% населения в возрасте старше 12 лет или 97,5 млн человек. Данные по аудитории интернета исследовательская компания представила на форуме РИФ 2022. Полная презентация доступна по ссылке.
В среднем россияне ежедневно проводят в интернете 3 часа 40 минут, при этом основная доля времени интернет-потребления приходится на мобильные устройства. В самой младшей возрастной группе, от 12 до 17 лет, время в интернете достигает 6 часов в день. С увеличением возраста аудитории время интернет-потребления снижается, в старшей возрастной группе (65+ лет) оно составляет 1 час 14 минут.
Больше половины времени, проведенного в интернете, россияне тратят на социальные сети (21%), просмотр видео (18%) и мессенджеры (15%). После начала специальной операции в Украине россияне стали проводить больше времени на новостных интернет-ресурсах: в конце февраля аудитория новостей в интернете выросла вдове по сравнению со значениями начала года. Затем последовал спад, но в апреле население России продолжало тратить на новости в интернете больше времени, чем в начале года.
Интерес к новостям также стал причиной роста аудитории социальных сетей в конце февраля – начале марте 2022, однако затем россияне стали меньше проводить времени в социальных сетях по причине блокировки Facebook* и Instagram*. Аудитория заблокированных социальных сетей распределилась между остальными ресурсами.
Наибольший приток аудитории на фоне блокировок и роста интереса к новостям ощутили социальная сеть «ВКонтакте» и мессенджер Telegram. В апреле среднесуточный охват «ВКонтакте» составил 40% населения старше 12 лет против 38% в январе-феврале. Охват Telegram за этот период вырос с 22% до 34% населения.
В категории «видео» крупнейшей площадкой остается Youtube. Месячная аудитория этого видеосервиса в марте-апреле осталась возле отметки в 90 млн человек. При этом месячная аудитория обновленного российского сервиса Rutube в марте-апреле выросла на 161% по сравнению с началом года и достигла 16,4 млн человек в апреле.
В топ-5 площадок по охвату cреди россиян старше 12 лет в апреле 2022 вошли: Whatsapp*, Яндекс, Google, «ВКонтакте», Youtube.
Полная презентация Mediascope доступна по ссылке.
*Принадлежат Meta – признана экстремистской и запрещена в России