Конспект урока «Глобальная компьютерная сеть»
учебная: формирование у учащихся знаний о сети Интернет, представление им краткой истории развития данной отрасли, рассказать о современных возможностях в сети Интернет.
воспитательная: воспитать у учащихся интерес к работе с Интернетом
развивающая: расширить границы знаний в данной отрасли.
Тип урока: комбинированный урок
1. Организационный момент [2 мин].
Учитель приветствует учащихся. Заполнив журнал, отмечает отсутствующих.
2. Объяснение нового материала [30 мин].
Учитель называет тему и план проведения урока. Тема урока: «Глобальная сеть Интернет». Учитель объясняет материал с помощью презентаций. Новые понятия и термины ученики записывают под диктовку учителя.
Интернет — это глобальная сеть, объединяющая компьютерные сети. Существуют основные каналы связи: кабельные, оптоволоконные, спутниковая радиосвязь. Для организации межсетевых соединений необходим соответствующий протокол (IP). Протокол — это набор договоренностей, который определяет обмен данными между различными программами. Для получения доступа в Интернет необходим провайдер. Провайдер — это фирма, предоставляющая конечным пользователям выход в Интернет через её локальную сеть[6, с.13].
Краткая история развития.
Первая вневедомственная национальная компьютерная сеть получила название ARPANET. Ее внедрение состоялось в 1969 г. Основным назначением её стал обмен электронной почтой и файлами с научной и проектно-конструкторской документацией. Второй датой рождения Интернета принято считать 1983 г. В этом году произошли революционные изменения в программном обеспечении компьютерной связи. Проблема устойчивости глобальной сети была решена внедрением протокола TCP/IP, лежащего в основе всемирной сети по нынешний день. Так в 1983 г. образовалась глобальная сеть NSFNET. В середине 80-х к ней начали активно подключаться академические и научные сети других стран, например академическая сеть Великобритании JANET (Joined Academic Network). Годы, когда глобальной сетью руководил Национальный научный фонд США, вошли и историю как эпоха решительной борьбы с попытками коммерциализации сети. Сеть финансировалась на правительственные средства. Национальный научный фонд распределял их между узлами и материально наказывал тех, кто пытался иметь от сети побочные доходы. Интернет несёт в себе громадный потенциал образовательных услуг. Во второй половине 80-х годов произошло деление всемирной сети на домены по принципу принадлежности. Домен gov финансировался на средства правительства, домен sci — на средства научных кругов, домен edu — на средства системы образования, а домен com (коммерческий) не финансировался никем, то есть его узлы должны были развиваться за счет собственных ресурсов[6, с.15].
Понятие TCP/IP. Сеть ARPANET
1972 год – происходит международная конференция, на которой демонстрировалась первая сеть из 40 машин. В 1982 году протокол ARPA оформляется в семейство TCP/IP(Transmission Control Protocol/Internet Protocol) — набор разноуровневых сетевых протоколов.
После таких событий, Интернет «поднимается на ноги» и стает крупнейшей всемирной компьютерной сетью . К 1987 году сеть ARPANET включала в себя 10 000 пользователей, к 1989 — их число превысило 100 тис.
В 90 годах сеть ARPANET прекратила свое существование, но сеть Интернет продолжала свое существование.
Итак, Интернет (англ. Internet) – глобальная, всеземная система объединённых вместе компьютерных сетей, основанная на использовании специального IP-протокола и передачи (маршрутизации) пакетов данных.
Интернет представляет собой всемирное информационное пространство и служит основой и фундаментом для функционирования Всемирной паутины и других систем передачи данных . Этот термин также упоминается как «Глобальная сеть», «Всемирная сеть». В сокращенной форме его называют просто «Инет».
В настоящее время, когда слово «Интернет» употребляется в обиходе, чаще всего имеется в виду Всемирная паутина и доступная в ней информация, а не сама физическая сеть.
На сегодня, Интернет прочно вошел в жизнь человека. Он смог за короткое время значительно изменить все сферы людской жизнедеятельности. Сейчас Интернет является наиболее быстрым, надежным средством обмена информацией и общения между людьми.
С помощью Глобальной сети появилась возможность найти любую интересующую информацию, где бы она не была расположена — в этом и заключается общедоступность материалов мирового масштаба.
Основные услуги Интернет можно разбить на три большие группы:
Разновидностью вещательных услуг являются электронные газеты и журналы. К интерактивным услугам относят электронную почту, различные электронные и видеоконференции, а к поисковым — большое разнообразие поисковых роботов, каталогизаторов и рубрикаторов сети.
Базой для реализации услуг Интернет являются службы Интернет. World Wide Web (WWW) — Всемирная Паутина, первоначально созданная в 1992 как база данных. WWW является лишь одной из важных служб Интернет, которую нельзя отождествлять с самим Интернет. WWW- гипертекстовая мультимедийная система, используемая для универсального доступа к документам, она может оперировать с графикой, звуком, видео, со всеми типами данных, представляемых в компьютерах. Для работы с Всемирной паутиной используется специальный протокол — HTTP — Hyper Text Transfer Protocol — протокол передачи гипертекста. Для того, чтобы перемещаться по паутине, необходим web — браузер — программа для просмотра Web-страниц на экране.
q Mosaic (1993-1995), Иллинойский университет, США
q Netscape Navigator ( с 1995 по 2002)
q Internet Explorer ( версии 6.0,. 7.0), в составе Windows, 70%
q Mozilla FireFox ( версия 2.0), http://www.mozilla.org, 15%
q Opera (версия 9.0), http://www.opera.com, 15%
Удобство Интернета в том, что в нем можно найти практически любую информацию, даже когда мы не знаем точно, где она находиться. Если адрес страницы с интересующим нас материалом неизвестен и страницы с подходящими ссылками тоже нет, приходиться разыскивать материалы по всей сети Интернет. Для этого применяют поисковые системы Интернет — специальные web-узлы, позволяющие найти нужный документ.
Каждая поисковая система имеет свои особенности, и качество полученного результата зависит от предмета поиска и точности формулировки запроса. Поэтому, приступая к поиску информации, прежде всего, нужно четко представлять себе, что именно и где вы хотите найти. Интерфейс всех поисковых систем построен примерно одинаково. Пользователю предлагается ввести запрос в специальное поле, а затем инициировать поиск щелчком на кнопке. Система выполняет поиск и выдает результаты в окне браузера. Кроме того, многими поисковыми системами пользователю предоставляется возможность задать дополнительные критерии поиска[9,с.94]. Например, можно искать только в определенной тематической категории или только определенных серверах.
Наиболее распространёнными поисковыми системами являются: www.google.com, www.yandex.ru, www.rambler.ru.
3. Выполнение практических заданий [10 мин].
Учитель использует дифференцированный метод проведения занятия. Необходимо ответить на вопрос, путём поиска ответа в Интернете, при этом записав адрес используемой страницы.
Глобальная компьютерная сеть Интернет
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме
Сеть Интернет, являющаяся сетью сетей и объединяющая громадное количество различных локальных, региональных и корпоративных сетей, функционирует и развивается благодаря использованию единого принципа маршрутизации и транспортировки данных.
Маршрутизация данных. Маршрутизация данных обеспечивает передачу информации между компьютерами сети. Рассмотрим принцип маршрутизации данных по аналогии с передачей информации с помощью обычной почты. Для того чтобы письмо дошло по назначению, на конверте указывается адрес получателя (кому письмо) и адрес отправителя (от кого письмо).
Аналогично, передаваемая по сети информация «упаковывается в конверт», на котором «пишутся» IP-адреса компьютеров получателя и отправителя, например «Кому: 198.78.213.185», «От кого: 193.124.5.33». Содержимое конверта на компьютерном языке называется Интернет-пакетом и представляет собой набор байтов.
В процессе пересылки обыкновенных писем они сначала доставляются на ближайшее к отправителю почтовое отделение, а затем передаются по цепочке почтовых отделений на ближайшее к получателю почтовое отделение. На
промежуточных почтовых отделениях письма сортируются, т. е. определяется, на какое следующее почтовое отделение необходимо отправить то или иное письмо.
Интернет-пакеты на пути к компьютеру-получателю также проходят через многочисленные промежуточные серверы Интернета, на которых производится операция маршрутизации. В результате маршрутизации Интернет — пакеты направляются от одного сервера Интернета к другому, постепенно приближаясь к компьютеру-получателю.
Маршрутизация Интернет — пакетов обеспечивает доставку информации от компьютера-отправителя к компьютеру-получателю.
Маршруты доставки Интернет — пакетов могут быть совершенно разными, и поэтому Интернет — пакеты, отправленные первыми, могут достичь компьютера-получателя в последнюю очередь. Например, в процессе передачи файла от сервера От к серверу Кому маршрут первого Интернет — пакета может быть От-1-2-Кому, второго — От-Кому и третьего От-3-4-5-Кому.
«География» Интернета существенно отличается от привычной нам географии. Скорость получения информации зависит не от удаленности сервера Интернета, а от маршрута прохождения информации, т. е. количества промежуточных серверов и качества линий связи (их пропускной способности), по которым передается информация от сервера к серверу.
С маршрутом прохождения информации в Интернете можно познакомиться с помощью специальных программ, которые позволяют проследить, через какие серверы и с какой задержкой передается информация с выбранного сервера Интернета на ваш компьютер.
Теперь представим себе, что нам необходимо переслать по почте многостраничную рукопись, а почта бандероли и посылки ее принимает. Идея проста: если рукопись не помещается в обычный почтовый конверт, ее надо разобрать на листы и переслать их в нескольких конвертах. При этом листы рукописи необходимо обязательно пронумеровать, чтобы получатель знал, в какой последовательности потом эти листы собрать.
В Интернете часто случается аналогичная ситуация, когда компьютеры обмениваются большими по объему файлами. Если послать такой файл целиком, то он может надолго «закупорить» канал связи, сделать его недоступным для пересылки других сообщений.
Для того чтобы этого не происходило, на компьютере-отправителе необходимо разбить большой файл на мелкие части, пронумеровать их и транспортировать в форме отдельных Интернет — пакетов до компьютера-получателя.
На компьютере-получателе необходимо собрать исходный файл из отдельных частей в правильной последовательности, поэтому файл не может быть собран до тех пор, пока не придут все Интернет — пакеты.
Транспортировка данных производится путем разбиения файлов на Интернет — пакеты на компьютере-отправителе, индивидуальной маршрутизации каждого пакета и сборки файлов из пакетов в первоначальном порядке на компьютере-получателе.
Время транспортировки отдельных Интернет -пакетов между локальным компьютером и сервером Интернета можно определить с помощью специальных программ.
Маршрутизация и транспортировка данных в Интернете производится на основе протокола TCP/IP, который является основным «законом» Интернета. Термин TCP/IP включает название двух протоколов передачи данных:
• TCP (Transmission Control Protocol — транспортный протокол);
• IP (Internet Protocol — протокол маршрутизации).
Выполнение практических заданий:
«Путешествие по всемирной паутине»
Начнем путешествие по Всемирной паутине с посещения виртуального компьютерного музея. Для этого необходимо ввести Интернет-адрес музея в строку браузера Адрес:.
1. В браузере ввести в поле Адрес: Интернет-адрес http://www.computer-museum.ru/ .
Произойдет загрузка в браузер стартовой страницы Web-сайта «Виртуальный компьютерный музей».
Создадим закладку Виртуальный компьютерный музей.
2. Для создания закладки ввести команду [Избранное-Добавить в избранное. ].
В появившемся диалоговом окне Добавление в избранное выбрать название закладки Виртуальный компьютерный музей и нажать кнопку ОК. Теперь для загрузки данной страницы достаточно в пункте меню Избранное выбрать название этой закладки.
Для перехода на другие страницы музея воспользуемся гиперссылками, имеющимися на стартовой странице.
3. Активизировать щелчком мышью ссылку История вычислительной техники в СССР.
Произойдет загрузка в браузер Web-страницы, которая содержит указатели ссылок на страницы, посвященные различным ЭВМ.
4. Последовательно активизируя ссылки с названиями ЭВМ, можно просматривать в браузере соответствующие Web-страницы.