У операторов снизилась выручка от предоставления услуги Wi-Fi
Отрицательная динамика рынка в денежном выражении обусловлена в первую очередь снижением доходов от рекламной монетизации Wi-Fi-сетей вследствие международных санкций: корректировка рекламных бюджетов крупнейших рекламодателей и заморозка маркетинговых активностей на фоне приостановки/пересмотра их деятельности на российском рынке. Также на динамику повлияло снижение количества продаж оборудования, тем не менее операторы отмечают, что сервисная выручка продолжает увеличиваться, утверждают авторы исследования.
В числе факторов, положительно влияющих на развитие рынка, «ТМТ Консалтинг» выделяет: рост тарифов на мобильную связь и интернет, который делает публичный Wi-Fi-доступ привлекательной альтернативой для конечных пользователей; распространение оплаты товаров/услуг через QR-код/СБП, а также использование покупателями приложений программ лояльности (для обеспечения стабильного доступа к таким приложениям необходимо развертывание Wi-Fi-сетей на территории торговых площадей; использование сервиса для создания беспроводных сетей в многоэтажных офисах, складах, коворкингах, зданиях кампусного типа; цифровизация городской инфраструктуры и общественного транспорта; рост проникновения услуги в социальной сфере.
Крупнейшими игроками на рынке публичного Wi-Fi в России в 2022 году стали: «Ростелеком», «МаксимаТелеком», «ЭР-Телеком», «ВымпелКом».
Ранее сообщалось о росте выручки операторов «большой четверки» на 8 %.
Выручка от услуги публичного Wi-Fi составила 5,1 млрд рублей в 2022 году
Число публичных точек Wi-Fi доступа, организованных и обслуживаемых операторами связи, увеличилось на 2,9% до 191,1 тыс. Ключевыми заказчиками услуг по-прежнему являются транспортный сектор, городские организации, развивающие публичные цифровые сервисы для пользователей, учреждения здравоохранения, культурные и социальные учреждения, отмечается в исследовании «ТМТ Консалтинг».
Наиболее часто публичным Wi-Fi пользуются в торговых и бизнес-центрах, медицинских центрах, фитнес-центрах, салонах красоты, а также в банках, компаниях сферы услуг и на АЗС.
Несмотря на рост количества точек доступа, выручка от услуги Wi-Fi в 2022 году снизилась на 3% по сравнению с 2021 годом и составила 5,1 млрд рублей. Аналитики связывают это со снижением доходов от рекламной монетизации Wi-Fi сетей (с помощью Wi-Fi можно обеспечить показ своей рекламы потенциальным клиентам в ТЦ и других местах) после введения санкций.
Например, многие крупные рекламодатели приостановили свою деятельность в России, а другие на фоне санкций скорректировали рекламные бюджеты. Также на динамику повлияло снижение количества продаж оборудования, при этом операторы отмечают, что сервисная выручка продолжает увеличиваться.
Крупнейшими игроками на рынке публичного Wi-Fi в России в 2022 году стали «Ростелеком», «МаксимаТелеком», «ЭР-Телеком», «ВымпелКом».
На компанию «МаксимаТелеком» в 2022 году пришлось 30% доходов, при том, что количество ее точек доступа составляет 10% от общего числа. В целом, число точек доступа, принадлежащих оператору, в 2022 году увеличилось на 12%. Это связано с развитием партнерских проектов и расширением собственной сети в новых сегментах на транспорте и стационарных объектах, а также с развитием городских цифровых сервисов.
Тем временем, «Ростелеком» в 2022 году остается лидером по числу обслуживаемых точек публичного Wi-Fi доступа. По данным аналитиков, рост составил порядка 2% — до 58 тыс. Выручка оператора также увеличилась на 2%. Напомним, «Ростелеком» в мае 2023 года получил право косвенного распоряжения (распоряжения через третьих лиц, в данном случае через «Макомнет») 100% акций «МаксимаТелеком».
Выручка «ЭР-Телеком» за 2022 год по отношению к 2021 году увеличилась на 17%, а рост количества точек публичного Wi-Fi составил 3% — на конец 2022 года их число достигло 26,6 тыс. Увеличение выручки связано с подключением дополнительных сервисов на базе Wi-Fi — контент-фильтрация, организация закрытой сети для служебного пользования, дополнительные варианты по авторизации.
Аналитики также выделили тенденции, которые положительно влияют на развитие рынка. Например, рост тарифов на мобильную связь и интернет делает публичный Wi-Fi привлекательной альтернативой для пользователей. Также к ним отнесли распространение оплаты товаров и услуг через QR-код или СБП, для чего необходим стабильный доступ, и цифровизацию городской инфраструктуры и общественного транспорта.
Напомним, ранее «Кабельщик» писал, что на подключение к сети WiFi будет приходиться до 70% трафика к 2035 году/
Россиянам пытаются впарить Wi-Fi вместо мобильного интернета
Количество точек публичного доступа Wi-Fi растет, а доходы падают. По оценке ТМТ Консалтинг выручка от услуг Wi-Fi по итогам 2022 года сократилась до 5,1 миллиарда рублей, а количество публичных точек доступа увеличилось до 191,1 тысячи. Если в 2021 году с одной точки оператор зарабатывал за год 28,5 тысяч рублей, то в 2022 году доход сократился до 26,6 тысяч рублей.
На этом фоне очень забавно выглядит предположение, что к 2035 году 70% трафика абонентов будет приходится именно на Wi-Fi, а оставшиеся 30% – на мобильные сети. Экономика публичных Wi-Fi сетей наглядно демонстрирует, что бизнеса в этом нет. Если нет бизнеса – откуда тогда возьмется предполагаемый рост точек доступа? Ответа нет даже в проекте «Стратегии развития отрасли связи в РФ на 2024-2035 годы». Ответа нет, а прогноз есть. Удивляться мы уже устали.
Помнится, лет десять назад, когда LTE только-только делал свои первые робки шаги, а сети 3G были, так сказать, стандартом, за рубежом многие операторы рассуждали в той же парадигме – надо разгружать мобильные сети через точки доступа Wi-Fi. Точки эти строились в промышленных масштабах, но спустя годы про них никто не вспоминает. Возможно потому, что для обеспечения скоростей хоть сколько-нибудь приближенным к мобильным сетям, не достаточно было поставить простенький роутер и надеяться, что 5 мегабит в секунду хватит всем. Возможно потому, что платить дополнительно за какой-то там Wi-Fi при наличии уже оплаченного мобильного интернета никто не захотел.
Наглядный пример – МаксимаТелеком, которая уже давно движется в строну интеграции и инфраструктурных проектов, а про платный Wi-Fi в московском метро история все больше погружается во тьму. Достаточно было запустить в метро операторов и дать им возможность обеспечить покрытие, и к Wi-Fi, тем более за деньги, подключаться перестали. Впрочем, как оказалось МаксимаТелеком была выкуплена Ростелекомом через компанию Макомнет, так что, возможно, про проекты по созданию Wi-Fi сетей в общественном транспорте мы будем слышать все реже.
Куда интереснее выглядит сегмент HoReCa – внутренний туризм развивается довольно бодро, а бесплатный Wi-Fi в отеле зачастую становится важнейшим аспектом выбора этого самого отеля. Бизнес-модель подобных услуг напоминает shareware – определенная скорость в отеле дается бесплатно, а за более высокую придется доплатить.
Но аргументация ТМТ Консалтинг при перечислении факторов, «положительно влияющих на рынок». Особенно смешно выглядит предположение, что повлияет распространение оплаты товаров через QR/СБП – мол, это подтолкнет магазины устанавливать свою Wi-Fi точку доступа чтобы у клиента даже при плохом сигнале мобильного интернета была возможность подключиться к интернету в магазине. Так и видим, как кто-то на кассе решает сначала подключиться к Wi-Fi (и пройти идентификацию, без нее сейчас никак), и только потом, минуты через 3, оплачивает товар. Клиенты в очереди и кассир будут очень благодарны. Настолько, что следующего доброхота просто пинками выпроводят из очереди вместе с его QR/СБП.
Каждый ваш лайк и подписка помогают нам увеличить аудиторию и создавать еще больше достоверного и интересного контента.
У операторов снизилась выручка от предоставления услуги Wi-Fi
Выручка операторов связи от услуги предоставления публичного Wi-Fi в 2022 году составила 5,1 млрд рублей, что на 3 % ниже, чем годом ранее. В то же время количество точек доступа, организованных и обслуживаемых операторами связи, за год выросло на 2,9 %, следует из отчета «ТМТ Консалтинг».
Выручка операторов связи от услуги предоставления публичного Wi-Fi в 2022 году составила 5,1 млрд рублей, что на 3 % ниже, чем годом ранее. В то же время количество точек доступа, организованных и обслуживаемых операторами связи, за год выросло на 2,9 %, следует из отчета «ТМТ Консалтинг».
Отрицательная динамика рынка в денежном выражении обусловлена в первую очередь снижением доходов от рекламной монетизации Wi-Fi-сетей вследствие международных санкций: корректировка рекламных бюджетов крупнейших рекламодателей и заморозка маркетинговых активностей на фоне приостановки/пересмотра их деятельности на российском рынке. Также на динамику повлияло снижение количества продаж оборудования, тем не менее операторы отмечают, что сервисная выручка продолжает увеличиваться, утверждают авторы исследования.
В числе факторов, положительно влияющих на развитие рынка, «ТМТ Консалтинг» выделяет: рост тарифов на мобильную связь и интернет, который делает публичный Wi-Fi-доступ привлекательной альтернативой для конечных пользователей; распространение оплаты товаров/услуг через QR-код/СБП, а также использование покупателями приложений программ лояльности (для обеспечения стабильного доступа к таким приложениям необходимо развертывание Wi-Fi-сетей на территории торговых площадей; использование сервиса для создания беспроводных сетей в многоэтажных офисах, складах, коворкингах, зданиях кампусного типа; цифровизация городской инфраструктуры и общественного транспорта; рост проникновения услуги в социальной сфере.
Крупнейшими игроками на рынке публичного Wi-Fi в России в 2022 году стали: «Ростелеком», «МаксимаТелеком», «ЭР-Телеком», «ВымпелКом».
Ранее сообщалось о росте выручки операторов «большой четверки» на 8 %.