What is make command in linux

Просто о make

Меня всегда привлекал минимализм. Идея о том, что одна вещь должна выполнять одну функцию, но при этом выполнять ее как можно лучше, вылилась в создание UNIX. И хотя UNIX давно уже нельзя назвать простой системой, да и минимализм в ней узреть не так то просто, ее можно считать наглядным примером количество- качественной трансформации множества простых и понятных вещей в одну весьма непростую и не прозрачную. В своем развитии make прошел примерно такой же путь: простота и ясность, с ростом масштабов, превратилась в жуткого монстра (вспомните свои ощущения, когда впервые открыли мэйкфайл).

Мое упорное игнорирование make в течении долгого времени, было обусловлено удобством используемых IDE, и нежеланием разбираться в этом ‘пережитке прошлого’ (по сути — ленью). Однако, все эти надоедливые кнопочки, менюшки ит.п. атрибуты всевозможных студий, заставили меня искать альтернативу тому методу работы, который я практиковал до сих пор. Нет, я не стал гуру make, но полученных мною знаний вполне достаточно для моих небольших проектов. Данная статья предназначена для тех, кто так же как и я еще совсем недавно, желают вырваться из уютного оконного рабства в аскетичный, но свободный мир шелла.

Make- основные сведения

make — утилита предназначенная для автоматизации преобразования файлов из одной формы в другую. Правила преобразования задаются в скрипте с именем Makefile, который должен находиться в корне рабочей директории проекта. Сам скрипт состоит из набора правил, которые в свою очередь описываются:

1) целями (то, что данное правило делает);
2) реквизитами (то, что необходимо для выполнения правила и получения целей);
3) командами (выполняющими данные преобразования).

В общем виде синтаксис makefile можно представить так:

# Индентация осуществляется исключительно при помощи символов табуляции, # каждой команде должен предшествовать отступ :  .

То есть, правило make это ответы на три вопроса:

Несложно заметить что процессы трансляции и компиляции очень красиво ложатся на эту схему:

Простейший Makefile

Предположим, у нас имеется программа, состоящая всего из одного файла:

Для его компиляции достаточно очень простого мэйкфайла:

hello: main.c gcc -o hello main.c 

Данный Makefile состоит из одного правила, которое в свою очередь состоит из цели — «hello», реквизита — «main.c», и команды — «gcc -o hello main.c». Теперь, для компиляции достаточно дать команду make в рабочем каталоге. По умолчанию make станет выполнять самое первое правило, если цель выполнения не была явно указана при вызове:

Компиляция из множества исходников

/* * hello.c */ #include void hello()

Makefile, выполняющий компиляцию этой программы может выглядеть так:

hello: main.c hello.c gcc -o hello main.c hello.c 

Он вполне работоспособен, однако имеет один значительный недостаток: какой — раскроем далее.

Читайте также:  Как проверить директорию линукс

Инкрементная компиляция

Представим, что наша программа состоит из десятка- другого исходных файлов. Мы вносим изменения в один из них, и хотим ее пересобрать. Использование подхода описанного в предыдущем примере приведет к тому, что все без исключения исходные файлы будут снова скомпилированы, что негативно скажется на времени перекомпиляции. Решение — разделить компиляцию на два этапа: этап трансляции и этап линковки.

Теперь, после изменения одного из исходных файлов, достаточно произвести его трансляцию и линковку всех объектных файлов. При этом мы пропускаем этап трансляции не затронутых изменениями реквизитов, что сокращает время компиляции в целом. Такой подход называется инкрементной компиляцией. Для ее поддержки make сопоставляет время изменения целей и их реквизитов (используя данные файловой системы), благодаря чему самостоятельно решает какие правила следует выполнить, а какие можно просто проигнорировать:

main.o: main.c gcc -c -o main.o main.c hello.o: hello.c gcc -c -o hello.o hello.c hello: main.o hello.o gcc -o hello main.o hello.o 

Попробуйте собрать этот проект. Для его сборки необходимо явно указать цель, т.е. дать команду make hello.
После- измените любой из исходных файлов и соберите его снова. Обратите внимание на то, что во время второй компиляции, транслироваться будет только измененный файл.

После запуска make попытается сразу получить цель hello, но для ее создания необходимы файлы main.o и hello.o, которых пока еще нет. Поэтому выполнение правила будет отложено и make станет искать правила, описывающие получение недостающих реквизитов. Как только все реквизиты будут получены, make вернется к выполнению отложенной цели. Отсюда следует, что make выполняет правила рекурсивно.

Фиктивные цели

На самом деле, в качестве make целей могут выступать не только реальные файлы. Все, кому приходилось собирать программы из исходных кодов должны быть знакомы с двумя стандартными в мире UNIX командами:

Командой make производят компиляцию программы, командой make install — установку. Такой подход весьма удобен, поскольку все необходимое для сборки и развертывания приложения в целевой системе включено в один файл (забудем на время о скрипте configure). Обратите внимание на то, что в первом случае мы не указываем цель, а во втором целью является вовсе не создание файла install, а процесс установки приложения в систему. Проделывать такие фокусы нам позволяют так называемые фиктивные (phony) цели. Вот краткий список стандартных целей:

  • all — является стандартной целью по умолчанию. При вызове make ее можно явно не указывать.
  • clean — очистить каталог от всех файлов полученных в результате компиляции.
  • install — произвести инсталляцию
  • uninstall — и деинсталляцию соответственно.
.PHONY: all clean install uninstall all: hello clean: rm -rf hello *.o main.o: main.c gcc -c -o main.o main.c hello.o: hello.c gcc -c -o hello.o hello.c hello: main.o hello.o gcc -o hello main.o hello.o install: install ./hello /usr/local/bin uninstall: rm -rf /usr/local/bin/hello 

Теперь мы можем собрать нашу программу, произвести ее инсталлцию/деинсталляцию, а так же очистить рабочий каталог, используя для этого стандартные make цели.

Читайте также:  Сетевая папка linux nfs

Обратите внимание на то, что в цели all не указаны команды; все что ей нужно — получить реквизит hello. Зная о рекурсивной природе make, не сложно предположить как будет работать этот скрипт. Так же следует обратить особое внимание на то, что если файл hello уже имеется (остался после предыдущей компиляции) и его реквизиты не были изменены, то команда make ничего не станет пересобирать. Это классические грабли make. Так например, изменив заголовочный файл, случайно не включенный в список реквизитов, можно получить долгие часы головной боли. Поэтому, чтобы гарантированно полностью пересобрать проект, нужно предварительно очистить рабочий каталог:

Для выполнения целей install/uninstall вам потребуются использовать sudo.

Переменные

Все те, кто знакомы с правилом DRY (Don’t repeat yourself), наверняка уже заметили неладное, а именно — наш Makefile содержит большое число повторяющихся фрагментов, что может привести к путанице при последующих попытках его расширить или изменить. В императивных языках для этих целей у нас имеются переменные и константы; make тоже располагает подобными средствами. Переменные в make представляют собой именованные строки и определяются очень просто:

Существует негласное правило, согласно которому следует именовать переменные в верхнем регистре, например:

Так мы определили список исходных файлов. Для использования значения переменной ее следует разименовать при помощи конструкции $(); например так:

Ниже представлен мэйкфайл, использующий две переменные: TARGET — для определения имени целевой программы и PREFIX — для определения пути установки программы в систему.

TARGET = hello PREFIX = /usr/local/bin .PHONY: all clean install uninstall all: $(TARGET) clean: rm -rf $(TARGET) *.o main.o: main.c gcc -c -o main.o main.c hello.o: hello.c gcc -c -o hello.o hello.c $(TARGET): main.o hello.o gcc -o $(TARGET) main.o hello.o install: install $(TARGET) $(PREFIX) uninstall: rm -rf $(PREFIX)/$(TARGET) 

Это уже посимпатичней. Думаю, теперь вышеприведенный пример для вас в особых комментариях не нуждается.

Автоматические переменные

Автоматические переменные предназначены для упрощения мейкфайлов, но на мой взгляд негативно сказываются на их читабельности. Как бы то ни было, я приведу здесь несколько наиболее часто используемых переменных, а что с ними делать (и делать ли вообще) решать вам:

Читайте также:  Fsck восстановить файловую систему astra linux

Заключение

В этой статье я попытался подробно объяснить основы написания и работы мэйкфайлов. Надеюсь, что она поможет вам приобрести понимание сути make и в кратчайшие сроки освоить этот провереный временем инструмент.

Источник

What do you mean by ‘make’ command in linux?

First, i know that make is used for building the code. But which code? But what does it mean by building a code, and after executing the make command, what is presented to the user? Second, how is it different from make build_for_e2e ?

No, i was working on my workstation awhile back and I started thinking about what is the point on executing it?

@RV186 Make isn’t language-specific. You can use the Makefile to configure any compiler you might have installed on your system and use it to make the compiling process easier. So instead of gcc -Wall hello.c -o hello , or in some cases a much MUCH longer command, it becomes the simple make

1 Answer 1

Make is a build automation tool that automatically builds executable programs and libraries from source code

Compilation process becomes big and complex in big projects, where numbers of files need to be compiled, with flags and libraries. Where it will become hard for people to compile it one by one. So these types of tools were introduced, there are more similar tools available for same use like cmake, gradle, maven. e2e’s Build is also a form of build process, with different form of specifications.

For C people mostly use make. It is helpful for porting software packages in different systems.

As said make is a tool, which will be available in our system, we can execute it by giving command make in the directory which needs to be compiled. Then make looks for Makefile, which is provided in the package directory and it contains information about compilation of the project. Then make as per info gathered from Makefile, it compiles the package.

You can also create Makefile for your project, so that it can be also supported and compiled with make . Simple tutorial for it can be found here. For big projects you can use gnu autotools contains autoconf and automake which will help you to create your all files required by make automatically. You can find tutorial regarding it here and here . These contains some basic information, you can find some advance tutorial regarding autotools, use google for more information on it.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector