Доклад «Правовые аспекты работы в сети интернет»
Бурное развитие Интернета опережает процесс создания и совершенствования нормативно-правовой базы, необходимой для регулирования возникающих проблем. Регулирование осложняется тем, что Интернет — это открытая система, у которой не существует централизованной организационной структуры, контролирующей содержание и действия пользователей сети.
Попытки регламентировать работу системы Интернета на законодательном уровне решаются в различных странах. Но ни в одной стране мира нет специального законодательства в системе Интернет. Существуют отдельные законодательные нормы, регулирующие отдельные вопросы функционирования системы: вопросы, связанные с подключением к системе, вопросы правовой охраны интеллектуальной и промышленной собственности, защиты государственной тайны и т.п.
В нашей стране на сегодняшний день информационные отношения регулируются более чем пятью сотнями нормативных правовых актов. Из них примерно 30 — 40 законов регулируют отношения, прямо или косвенно связанные с массовой информацией. Правовую базу деятельности российского Интернета составляют, в частности, Конституция РФ, законы «О средствах массовой информации», «О связи», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене». Однако единого закона «Об Интернете» до сих пор не существует.
Правительством РФ постоянно рассматривается огромное количество законопроектов в области регулирования сети, однако принимаются единицы. В действующие законы постоянно вносятся изменения в связи с появлением и развитием информационно-коммуникативных сетей.
В настоящее время отношение Президента к вопросу регулирования сети Интернет таково: в сфере Интернет-индустрии должны работать внутренние ограничения, а выработкой правил и методов регулирования деятельности в сети должны заниматься провайдеры.
Итак, в соответствии со ст. 2 Закона «О средствах массовой информации», «под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации». Соответственно, «под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы». Ст. 24 Закона «Иные средства массовой информации» гласит: «Правила, установленные настоящим Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений. Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное».
Таким образом, следуя букве Закона, любой информационный ресурс, существующий в глобальных сетях, независимо от его аудитории и периодического обновления, может являться средством массовой информации, даже если не позиционирует себя как СМИ. Ведь к информации на сетевых ресурсах вполне подходит определение «массовой информации», предназначенной «для неограниченного круга лиц».
1 мая вступили в силу очередные «антипиратские» положения (Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 364-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации». Новый закон, в первую очередь, отразится на владельцах интернет-сайтов, нарушающих исключительные права при размещении контента, – им грозят не только юридические, но и репутационные риски за несвоевременное реагирование на жалобы правообладателей. Так, расширен перечень объектов интеллектуальной собственности, подлежащих защите в особом порядке, – путем оперативного ограничения доступа к ним. Закон № 364-ФЗ защищает от «пиратства» не только видеоконтент, как сегодня (ст. 15.2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»), но и книжную продукцию, музыку, программное обеспечение.
С сентября 2012 года вступил в силу Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» N 436-ФЗ.
Закон вводит единые нормы для СМИ, книг, аудиовизуальной продукции, компьютерных программ и баз данных, затронув интернет и мобильный контент. Согласно статистике, именно российские дети больше всех страдают от психологического давления в интернете. Новая классификация информационных и развлекательных продуктов должна оградить детскую психику от травмирующего опыта.
В декабре 2013 года Роскомнадзор вынес на общественное обсуждение проект Концепции информационной безопасности детей. При ее разработке был использован опыт разных стран мира в области информационной безопасности детей, а также проанализированы практики применения российского законодательства и структура информационного потребления современных российских детей и подростков. Цель создания данной концепции — защитить детей от негатива, встречающегося в информационном пространстве. В документе поэтапно расписана модель проведения экспертизы информационной продукции, обозначены квалификационные требования, предъявляемые к экспертам, разработана методика проведения экспертизы, способствующая принятию однозначных взвешенных решений.
Правовые аспекты работы в сети интернет
Бурное развитие Интернета опережает процесс создания и совершенствования нормативно-правовой базы, необходимой для регулирования возникающих проблем. Регулирование осложняется тем, что Интернет — это открытая система, у которой не существует централизованной организационной структуры, контролирующей содержание и действия пользователей сети.
Попытки регламентировать работу системы Интернета на законодательном уровне решаются в различных странах. Но ни в одной стране мира нет специального законодательства в системе Интернет. Существуют отдельные законодательные нормы, регулирующие отдельные вопросы функционирования системы: вопросы, связанные с подключением к системе, вопросы правовой охраны интеллектуальной и промышленной собственности, защиты государственной тайны и т.п.
В нашей стране на сегодняшний день информационные отношения регулируются более чем пятью сотнями нормативных правовых актов. Из них примерно 30 — 40 законов регулируют отношения, прямо или косвенно связанные с массовой информацией. Правовую базу деятельности российского Интернета составляют, в частности, Конституция РФ, законы «О средствах массовой информации», «О связи», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене». Однако единого закона «Об Интернете» до сих пор не существует.
Правительством РФ постоянно рассматривается огромное количество законопроектов в области регулирования сети, однако принимаются единицы. В действующие законы постоянно вносятся изменения в связи с появлением и развитием информационно-коммуникативных сетей.
В настоящее время отношение Президента к вопросу регулирования сети Интернет таково: в сфере Интернет-индустрии должны работать внутренние ограничения, а выработкой правил и методов регулирования деятельности в сети должны заниматься провайдеры.
Итак, в соответствии со ст. 2 Закона «О средствах массовой информации», «под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации». Соответственно, «под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы». Ст. 24 Закона «Иные средства массовой информации» гласит: «Правила, установленные настоящим Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений. Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное».
Таким образом, следуя букве Закона, любой информационный ресурс, существующий в глобальных сетях, независимо от его аудитории и периодического обновления, может являться СМИ, даже если не позиционирует себя как СМИ. Ведь к информации на сетевых ресурсах вполне подходит определение «массовой информации», предназначенной «для неограниченного круга лиц».
Ссылка на ресурс: http://textb.net/47/17.html «3.6. Правовые аспекты деятельности в интернете»
1 мая вступили в силу очередные «антипиратские» положения (Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 364-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации». Новый закон, в первую очередь, отразится на владельцах интернет-сайтов, нарушающих исключительные права при размещении контента, – им грозят не только юридические, но и репутационные риски за несвоевременное реагирование на жалобы правообладателей. Так, расширен перечень объектов интеллектуальной собственности, подлежащих защите в особом порядке, – путем оперативного ограничения доступа к ним. Закон № 364-ФЗ защищает от «пиратства» не только видеоконтент, как сегодня (ст. 15.2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ » Об информации, информационных технологиях и о защите информации «), но и книжную продукцию, музыку, программное обеспечение.
Ссылка на ресурс: http://www.garant.ru/article/622286/ «»Антипиратский» закон – 2015. Перезагрузка»
С сентября 2012 года вступил в силу Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» N 436-ФЗ.
Закон вводит единые нормы для СМИ, книг, аудиовизуальной продукции, компьютерных программ и баз данных, затронув интернет и мобильный контент. Согласно статистике, именно российские дети больше всех страдают от психологического давления в интернете. Новая классификация информационных и развлекательных продуктов должна оградить детскую психику от травмирующего опыта.
В декабре 2013 года Роскомнадзор вынес на общественное обсуждение проект Концепции информационной безопасности детей. При ее разработке был использован опыт разных стран мира в области информационной безопасности детей, а также проанализированы практики применения российского законодательства и структура информационного потребления современных российских детей и подростков. Цель создания данной концепции — защитить детей от негатива, встречающегося в информационном пространстве. В документе поэтапно расписана модель проведения экспертизы информационной продукции, обозначены квалификационные требования, предъявляемые к экспертам, разработана методика проведения экспертизы, способствующая принятию однозначных взвешенных решений.