Управление пользователями
Управление пользователями является важной частью безопасности системы. Неэффективные пользователи и управление привилегиями часто приводят множество систем к компрометации. Поэтому важно чтобы вы понимали как защитить ваш сервер с помощью простых и эффективных методик управления пользовательскими учетными записями.
Где суперпользователь?
Разработчики Ubuntu приняли сознательное решение заблокировать административную корневую учетную запись (root) по умолчанию во всех установках Ubuntu. Это не означает, что учетная запись root удалена или к ней нет доступа. Ей просто присвоен пароль, который не совпадает ни с одним возможным шифрованным значением, соответственно, ее невозможно использовать для входа напрямую.
Вместо этого поощряется применение пользователями инструмента с именем sudo для переноса административных обязанностей. Sudo позволяет авторизованным пользователям временно повышать их привилегии, используя их собственный пароль вместо знания пароля, присвоенного суперпользователю. Эта простая и к тому же эффективная методика обеспечивает ответственность для всех действий пользователей и дает административный раздельный контроль над тем, какие действия может выполнять пользователь с указанными привилегиями.
1. Если по какой-то причине вы хотите разрешить учетную запись суперпользователя, просто установите ей пароль:
Sudo запросит ваш пароль, а затем предложит установить новый пароль для root как показано ниже:
[sudo] password for username: (вводите свой собственный пароль) Enter new UNIX password: (вводите новый пароль суперпользователя) Retype new UNIX password: (повторяете новый пароль суперпользователя) passwd: password updated successfully
2. Для блокирования учетной записи root используйте следующий синтаксис passwd:
3. Вы можете прочитать больше по sudo вызвав ее man страницу:
По умолчанию изначальный пользователь, созданный установщиком Ubuntu является членом группы «admin», которая добавлена в файл /etc/sudoers как авторизованные sudo пользователи. Если вы желаете разрешить другой учетной записи полный доступ суперпользователя через sudo, просто добавьте ее в группу admin.
Добавление и удаление пользователей
Процесс управления локальными пользователями и группами простой и мало отличается от большинства других операционных систем GNU/Linux. Ubuntu и другие дистрибутивы на основе Debian поощряют использование пакета «adduser» для управления учетными записями.
1. Для добавления учетной записи пользователя используйте следующий синтаксис и следуйте подсказкам для указания пароля и опознавательных характеристик таких как полное имя, телефон и пр.:
2. Для удаления пользователя и его первичной группы используйте следующий синтаксис:
Удаление пользователя не удаляет связанный с ним домашний каталог. Оставлено на ваше усмотрение хотите ли вы удалить каталог вручную или оставите его в соответствии с вашими политиками хранения.
Помните, что любой пользователь, добавленный позднее с теми же UID/GID, как и предыдущий, получит доступ к этому каталогу если вы не предпримете необходимых мер предосторожности.
Вы можете захотеть изменить эти значения UID/GID каталога на что-то более подходящее, как, например, значения суперпользователя и, возможно, переместить каталог для предотвращения будущих конфликтов:
sudo chown -R root:root /home/username/ sudo mkdir /home/archived_users/ sudo mv /home/username /home/archived_users/
3. Для временного блокирования или разблокирования используйте следующий синтаксис:
sudo passwd -l username sudo passwd -u username
4. Для добавления или удаления персональной группы используйте, соответственно, следующий синтаксис:
sudo addgroup groupname sudo delgroup groupname
5. Для добавления пользователя в группу, используйте:
sudo adduser username groupname
Безопасность профиля пользователя
Когда создается новый пользователь, утилита adduser создает, соответственно, новый именной каталог /home/username. Профиль по умолчанию формируется по содержимому, находящемуся в каталоге /etc/skel, который включает все основы для формирования профилей.
Если ваш сервер является домашним для множества пользователей, вы должны уделять пристальное внимание правам доступа на пользовательские домашние каталоги для поддержания конфиденциальности. По умолчанию пользовательские домашние каталоги создаются с правами чтения/выполнения для всех. Это означает, что все пользователи просматривать и получать доступ к содержимому других домашних каталогов. Это может не подходить для вашего окружения.
1. Для проверки прав доступа на домашние каталоги существующих пользователей используйте такой синтаксис:
Следующий вывод показывает, что каталог /home/username имеет доступ на чтение для всех:
drwxr-xr-x 2 username username 4096 2007-10-02 20:03 username
2. Вы можете удалить права чтения для всех, используя следующий синтаксис:
sudo chmod 0750 /home/username
Некоторые склоняются к тенденции использовать опцию рекурсии (-R) без разбора, которая изменяет все дочерние каталоги и файлы, хотя это необязательно и может приводить к иным нежелательным последствиям. Родительский каталог сам по себе запретит неавторизованный доступ к любому своему содержимому.
Более эффективный подход к данному вопросу будет в изменении глобальных прав доступа по умолчанию для adduser при создании домашних каталогов. Просто отредактируйте файл /etc/adduser.conf, изменив переменную DIR_MODE на что-то более подходящее, после чего все новые домашние каталоги будут получать корректные права доступа.
3. После исправления прав доступа к каталогам, используя любую из ранее упоминавшихся методик, проверьте результаты используя следующую команду:
Результат ниже показывет, что права на чтение для всех удалены:
drwxr-x--- 2 username username 4096 2007-10-02 20:03 username
Политика паролей
Строгая политика паролей — один из наиболее важных аспектов вашего подхода к безопасности. Много удачных прорывов безопасности использовали для атак простейший взлом (brute force) и подбор паролей по словарю против слабых паролей. Если вы намереваетесь использовать любую форму удаленного доступа с использованием вашей локальной системы паролей, убедитесь, что вы назначили адекватные минимальные требования к паролю, максимальное время жизни пароля и часто проверяете вашу систему аутентификации.
Минимальная длина пароля
По умолчанию Ubuntu требует минимальную длину пароля в 6 символов, также как и некоторые основные проверки на разброс значений. Эти параметры управляются файлом /etc/pam.d/common-password и приведены ниже:
password [success=2 default=ignore] pam_unix.so obscure sha512
Если вы хотите установить минимальную длину в 8 символов, измените соответствующую переменную на min=8. Изменения приведены ниже:
password [success=2 default=ignore] pam_unix.so obscure sha512 min=8
Базовые проверки на качество и минимальную длину пароля не применяются к администратору, использующего команды уровня sudo для настройки нового пользователя.
Время жизни пароля
При создании учетных записей пользователей вы должны создать политику минимального и максимального времени жизни пароля чтобы заставлять пользователей менять их пароли по истечении определенного времени.
1. Для простого просмотра текущего статуса учетной записи пользователя используйте следующий синтаксис:
Вывод, приведенный ниже, показывает интересные факты об учетной записи пользователя, а именно что нет никаких примененных политик:
Last password change : Jan 20, 2008 Password expires : never Password inactive : never Account expires : never Minimum number of days between password change : 0 Maximum number of days between password change : 99999 Number of days of warning before password expires : 7
2. Для установки этих значений просто используйте следующую команду и следуйте интерактивным подсказкам:
Далее также пример того, как можно вручную изменить явную дату истечения действия пароля (-E) на 01/31/2008 (американский вариант даты — прим. пер.), минимальный срок действия пароля (-m) на 5 дней, максимальный срок действия (-M) на 90 дней, период бездействия (-I) на 5 дней после истечения срока пароля и период предупреждений (-W) на 14 дней до истечения срока пароля.
sudo chage -E 01/31/2011 -m 5 -M 90 -I 30 -W 14 username
3. Для проверки изменений используйте ту же команду, что и упоминалась выше:
Вывод команды ниже показывает новые политики, которые применяются к учетной записи:
Last password change : Jan 20, 2008 Password expires : Apr 19, 2008 Password inactive : May 19, 2008 Account expires : Jan 31, 2008 Minimum number of days between password change : 5 Maximum number of days between password change : 90 Number of days of warning before password expires : 14
Иные соображения безопасности
Многие приложения используют альтернативные механизмы аутентификации, которые могут быть запросто пропущены даже опытными системными администраторами. Поэтому важно понимать и контролировать как пользователи авторизуются и получают доступ к сервисам и приложениям на вашем сервере.
Доступ по SSH заблокированными пользователями
Обычное отключение/блокирование не исключает удаленного подключения пользователя к серверу, если ему предварительно была установлена аутентификация по открытому ключу RSA. Такие пользователи будут получать доступ к консольной оболочке (shell) на сервере без необходимости ввода какого-либо пароля. Не забывайте проверять пользовательские домашние каталоги на файлы, которые позволяют подобный тип авторизации по SSH , например, /home/username/.ssh/authorized_keys.
Удаление или переименование каталога .ssh/ в домашнем каталоге пользователя предотвратит дальнейшую способность аутентификации по SSH .
Убедитесь что проверили любые установленные SSH соединения заблокированных пользователей, поскольку могут остаться входящие или исходящие соединения. Убейте все, которые найдете.
Ограничьте SSH доступ только для учетных записей пользователей, которым они требуются. Например, вы можете создать группу с названием «sshlogin» и добавить имя группы в качестве значения для переменной AllowGroups, находящейся в файле /etc/ssh/sshd_config.
Затем добавьте ваших пользователей, которым разрешен SSH доступ, в группу «sshlogin» и перестартуйте SSH сервис.
sudo adduser username sshlogin sudo service ssh restart
Аутентификация по внешней базе данных
Большинство корпоративных сетей требуют централизованной аутентификации и контроля доступа для всех системных ресурсов. Если вы настроили свой сервер для аутентификации пользователей по внешней базе данных, убедитесь, что вы отключаете учетные записи как внешние, так и локальные, таким образом вы будете уверены что откат на локальную аутентификацию невозможен.
- Сайт
- Об Ubuntu
- Скачать Ubuntu
- Семейство Ubuntu
- Новости
- Форум
- Помощь
- Правила
- Документация
- Пользовательская документация
- Официальная документация
- Семейство Ubuntu
- Материалы для загрузки
- Совместимость с оборудованием
- RSS лента
- Сообщество
- Наши проекты
- Местные сообщества
- Перевод Ubuntu
- Тестирование
- RSS лента
© 2018 Ubuntu-ru — Русскоязычное сообщество Ubuntu Linux.
© 2012 Canonical Ltd. Ubuntu и Canonical являются зарегистрированными торговыми знаками Canonical Ltd.